Сегодня в парламент Грузии поступил разработанный Минфином проект бюджета на 2016 год. В нем предусмотрен экономический рост на уровне 3% при инфляции в 4,5%. У политиков и экономистов к проекту финансового плана страны множество вопросов и претензий. Многие выражают надежду, что до окончательного утверждения в декабре он претерпит существенные изменения.
Предварительный финансовый план на 2016 год получился более чем скромным. Предложенный Минфином вариант в точности повторяет контуры бюджета этого года, сохраняя упор на выполнение социальных обязательств государства. Это неудивительно, ведь в 2016 году в Грузии пройдут парламентские выборы.
Доходная часть бюджета составит 9 миллиардов 920 миллионов лари, что превышает доходы бюджета этого года приблизительно на 300 миллионов лари. Практически все дополнительные средства пойдут на увеличение финансирования двух социальных министерств: Минздрав получит дополнительные 200 миллионов, Минобразования – 85 миллионов. Также больше средств получит Центральная избирательная комиссия – 58 миллионов (против 22 миллионов в этом году). Ассигнования остальным министерствам предлагается оставить на том же уровне.
В парламентской фракции «Грузинской мечты» предложенный Минфином вариант бюджета считают компромиссным. Об этом заявил замглавы финансово-бюджетного комитета Нодар Эбаноидзе:
Your browser doesn’t support HTML5
«Я согласен с утверждением, что бюджет спланирован немного пессимистично и повторяет параметры нынешнего года. В этом плане я бы выделил упор на стабильность макроэкономических показателей. Я считаю, что в будущем году будет достигнут рост в 4%. Просто в правительстве учли возможное влияние глобальных вызовов. У меня имеются вопросы и по росту административных расходов. Думаю, нам предстоят горячие дебаты».
Оппозиционный депутат Зураб Джапаридзе, один из лидеров «Нового политического центра», также считает, что при столь низких темпах роста ВВП власти могли бы более кардинально урезать аппетиты чиновников:
«Этим проектом бюджета правительство расписалось в своей беспомощности. Темпы роста ВВП в 3% означают, что экономика останется на уровне нынешнего года. Основной проблемой представленного варианта является полное игнорирование требований по уменьшению расходов чиновников. Правительство тратит на себя так, будто экономика находится на подъеме. В целом трудно было ожидать от нынешних властей радикальных шагов по сокращению расходов», – подытожил политик.
Экономисты в свою очередь полагают, что до окончательного утверждения в декабре представленный бюджетный вариант должен претерпеть ряд изменений. Но в том виде, в котором он был представлен сегодня, бюджет выглядит реалистичным, говорит эксперт Бесо Намчавадзе. По его словам, к сожалению, невысокие темпы экономического роста не позволят обеспечить рост благосостояния населения:
«С точки зрения макроэкономической стабильности представленный бюджет значительно лучше бюджетов последних трех лет. Вместе с этим минимальный экономический рост заморозит минимум на два года рост пенсионных выплат. Но очень хорошо, что в правительстве сделали упор на значительное сокращение внутренних заимствований».
Действительно, по планам Минфина в 2016 году внутренние заимствования снизятся на 300 миллионов лари, внешние – на 120 миллионов.
Однако, как полагает экономический эксперт Звиад Хоргуашвили, обеспечить запланированный рост социальных обязательств в рамках представленного бюджета государство не сможет, что непременно приведет к дефицитным тратам:
«Увеличение расходов на Минздрав и Минобразования непременно приведет к дефицитным тратам, что уже наблюдается в этом году. К примеру, Минздрав уже израсходовал свой бюджет и требует дополнительные 100 миллионов лари. Властям необходимо понимать, что рост социальных обязательств приводит к невозможности реальной корректировки бюджета, если в этом будет надобность. Рано или поздно властям придется отказаться от популистских социальных расходов, которые тормозят развитие экономики страны».
У экспертов имеются вопросы и относительно заложенного в бюджет прогноза инфляции на уровне 4-4,5%. Как говорит экономический эксперт Леван Каландадзе, при минимальных ценах на нефть инфляция в этом году уже превысила 5%.
«Мы не можем знать, какой будет мировой тренд цен на нефть в будущем году, но, я думаю, властям следует пересмотреть прогнозируемый годовой уровень инфляции в сторону повышения», – заявил Каландадзе.