Сегодня грузинский филиал Transparency International обнародовал третий по счету отчет об итогах мониторинга нашумевших дел против бывших высокопоставленных чиновников. Правозащитники наблюдают за ходом 11 судебных разбирательств в отношении бывшего президента Михаила Саакашвили, экс-мэра Тбилиси Гиги Угулава и других должностных лиц в годы правления «Нацдвижения». По наблюдению правозащитников, ряд действий прокуратуры, особенно в случае Угулава, имеет политическую мотивацию.
Грузинский филиал Transparency International уже третий год отслеживает ход судебных процессов против бывших высокопоставленных должностных лиц: экс-президента Михаила Саакашвили, бывшего мэра Тбилиси Гиги Угулава, экс-министров внутренних дел и обороны Вано Мерабишвили и Бачо Ахалая. Бывшие чиновники в основном обвиняются в превышении полномочий и растрате государственных средств. Основные претензии у представителей Transparency International к стороне обвинения, Главной прокуратуре.
Один из авторов отчета, Гия Гвилава, спешит отметить, что прокуратура злоупотребляла полномочиями не во всех процессах. Тем не менее политика гособвинения, особенно в случае Гиги Угулава, вызывает у него тревогу:
Your browser doesn’t support HTML5
«Гиги Угулава находился в предварительном заключении больше девяти месяцев. Содержать человека без обвинительного приговора в заключении такое длительное время – нарушение фундаментальных прав человека. За этот период у нас сложилось впечатление, что единственной целью прокуратуры было как можно дольше держать обвиняемого в заключении. Такая тенденция выявилась и в случае бывшего министра обороны Бачо Ахалая. Все это вызвало у нас предположение, что за процессами кроется политическая мотивация».
По словам Гии Гвилава, на это они указывали и в своих предыдущих отчетах. Однако ни прокуратура, ни власти на это не реагировали. Впрочем, у правозащитников теперь есть полная гарантия, что гособвинение злоупотреблять предварительным заключением больше не будет. Конституционный суд недавно признал противозаконным положение в УПК, позволяющее оставлять подсудимого в предварительном заключении больше девяти месяцев.
Впрочем, на этом замечания правозащитников в адрес прокуратуры не исчерпываются. В Transparency International в ходе наблюдения за громкими делами заметили, что обвинение часто искусственно затягивает судебные процессы, что «подрывает имидж госинститута и указывает на его политически мотивированную деятельность».
К тому же существующее правило распределения дел в суде позволяет прокуратуре манипулировать, заранее определять, какой судья будет рассматривать конкретное дело, что вызывает вопросы к этим судьям.
По словам главы грузинского филиала Transparency International Эки Гигаури, есть еще одна проблема:
«Как политические должностные лица комментируют нашумевшие дела – остается проблемой. Они нарушают все принципы презумпции невиновности. Такое поведение можно расценить как попытку косвенно повлиять на суд».
На эти замечания откликнулась председатель Верховного суда Нино Гвенетадзе. Она пообещала, что все рекомендации правозащитников на следующей неделе детально будут обсуждать в Верховном совете юстиции.
Представители прокуратуры по этому вопросу комментариев не делали. Что касается позиции исполнительной власти, то еще накануне стало известно, что правительство «Грузинской мечты» готово принять специальную группу наблюдателей из ЕС и Совета Европы, которая на месте изучит вопросы, касающиеся судебных процессов против бывших высокопоставленных чиновников.