Грузия – Россия: кого подведут под Гаагский трибунал?

Гаагский суд заинтересовался событиями российско-грузинской войны еще в августе 2008 года, сразу по завершении боевых действий. Причем изучать ситуацию МУС начал по собственной инициативе

В Грузии приветствуют решение главного прокурора Международного уголовного суда в Гааге инициировать расследование событий российско-грузинской войны 2008 года. Прокурор Фату Бенсуда, которая изучила материалы по вооруженному конфликту, предоставленные ранее грузинской и российской сторонами, пришла к выводу, что во время боевых действий были совершены военные преступления.

Гаагский международный уголовный суд заинтересовался событиями российско-грузинской войны еще в августе 2008 года, сразу по завершении боевых действий. Причем изучать ситуацию МУС начал по собственной инициативе. Чуть позже в Гаагу обратилась уже грузинская сторона, предоставив первые материалы. Официальный Тбилиси прежде всего настаивал на том, что грузинское население Южной Осетии подверглось этнической чистке – было насильственно изгнано из мест своего проживания. В то же время в Международный уголовный суд были переданы и российские материалы. Москва обвинила Тбилиси в военных преступлениях и преступлениях против человечности.

Предварительное расследование в Гааге велось семь лет, в течение которых успел смениться главный прокурор. Однако, в конце концов, после изучения тысячи материалов нынешний прокурор Фату Бенсуда пришла к выводу, что во время августовской войны действительно были совершены военные преступления, подпадающие под юрисдикцию суда в Гааге. Бенсуда намерена в ближайшее время обратиться к Палате судей за разрешением на начало полноценного расследования, которое в итоге должно дать ответ на вопрос, какая из сторон и в чем провинилась.

Your browser doesn’t support HTML5

Грузия – Россия: кого подведут под Гаагский трибунал?

Представителей официального Тбилиси эта новость обрадовала. Министр юстиции Грузии Тея Цулукиани пообещала максимально содействовать расследованию, если оно действительно начнется:

«Цель Грузии – осуществить следственные мероприятия в рамках сотрудничества с Гаагским судом, в том числе и на оккупированных территориях. Мы должны помочь Международному уголовному суду до конца расследовать те факты этнических чисток, жертвами которых мы стали в 2008 году, во время августовской войны. Налицо была абсолютная агрессия с российской стороны, потому это наш долг – до конца сотрудничать с Гаагским судом».

Однако за демонстрируемым воодушевлением можно было угадать и нотки откровенного пессимизма в связи с возможным расследованием. Вот что сказал депутат от парламентского большинства Звиад Квачантирадзе:

«Очень хорошо, если суд в Гааге действительно заинтересуется этим, тем более что мы сами не раз направляли туда подробные запросы и обращения. Однако я очень сильно сомневаюсь, что Россия позволит Гаагскому суду скрупулезно изучить это дело. Сомневаюсь, что она (Россия) будет согласна передать в Гаагу материалы, которые у них имеются».

В этом вопросе с политическим оппонентом согласился (что случается очень редко) и депутат от оппозиционного «Единого национального движения» Акакий Минашвили:

«Российская Федерация полностью блокирует расследование военных преступлений, которые она совершила в 2008 году. И будет пытаться мешать расследованию в дальнейшем. Когда в Грузии начали изучать те события, то стало известно, что очень большая часть материалов и прочих доказательств были уничтожены российской стороной в тот же период (во время войны) и после».

Эксперт по международному праву, юрист Давид Джандиери в свою очередь отметил, что грузинской стороне во время судебного процесса придется не только нападать, но и серьезно обороняться. По словам Джандиери, в деле имеются довольно «проблемные» для Тбилиси моменты.

«Реальной проблемой может стать та часть, которая касается атаки на российских миротворцев в августе 2008-го. Существуют разные взгляды российской и грузинской сторон на это событие. Именно эта часть дела гипотетически может стать довольно проблемной для Тбилиси. Грузинской стороне придется усиленно поработать над тем, чтобы аргументированно, ясно и четко доказать суду, что у руководства Грузии и вооруженных сил страны не было намерений и цели нападать на российских миротворцев», – говорит Джандиери.

Когда начнется процесс, обещающий быть затяжным, но интересным, и начнется ли он вообще, зависит от Палаты судей Международного уголовного суда. Членам палаты предстоит изучить документы, которые прокурор прикрепила к ходатайству о начале расследования. После этого судьи вынесут свое решение, которое необязательно будет положительным. Ведь они могут посчитать, что тема российско-грузинской войны не подпадает под юрисдикцию Международного уголовного суда.