Председатель Контрольной палаты Абхазии Роберт Аршба на пресс-конференции рассказал о работе ведомства в текущем году и представил журналистам результаты проверки, которая выявила многочисленные нарушения, по итогам которой материалы будут направлены в прокуратуру.
Проверка началась весной 2015 года и состояла из 12 контрольных мероприятий. Аудиторы Контрольной палаты выборочно проверили целевое использование денежных средств, выделенных Российской Федерацией в рамках реализации Комплексного плана содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2012-2013 годы, ситуацию в некоторых министерствах и ведомствах, а также состояние подведомственных Министерству экономики предприятий.
Проверка охватывала в основном период с 2012 по 2015 гг., а в некоторых случаях и 2011 год. Она затронула Министерство сельского хозяйства, Министерство образования, Управление капитального строительства (УКС), «Апснытеплосервис». Попытка проверить Общество с ограниченной ответственностью «МИГ», директором которого является Руслан Чамагуа, не удалась, так как в офисе случился пожар, и все документы сгорели. А «МИГ» занимался строительством детских и спортивных площадок по всей Абхазии.
На предмет целевого использования бюджетных средств проверялись: Управление по чрезвычайным ситуация (ныне МЧС), Министерство культуры, Государственная служба охраны высших органов государственной власти.
Your browser doesn’t support HTML5
Роберт Аршба особенно выделил проверку, которая проводилась по Министерству экономики. Ее формат он обозначил так: «Это использование и распоряжение именно государственной собственностью. В частности, имелось в виду, как Министерство экономики, как главный собственник, от имени государства распоряжается имуществом, которое находится в ведении его структурных подразделений. Были проверены 24 республиканских унитарных предприятия (РУПа) только по Министерству экономики и то только по факту использования основных фондов, основных средств, то есть зданий и сооружений. Стоят ли она на балансе, учтены ли они в реестре государственной собственности, как они ими распоряжаются? В итоге, я могу сказать, что вся работа большинства структурных подразделений сведена к тому, чтобы просто сдавать объекты государственной собственности в аренду, и не всегда это имело эффект».
Руководил проверкой Министерства экономики заместитель председателя Контрольной палаты аудитор Беслан Торчуа. По результатам проверки он нарисовал весьма плачевную картину.
Беслан Торчуа сообщил, что в мае 2010 года было издано постановление кабинета министров о реорганизации подведомственных Министерству экономики организаций. Срок его исполнения был обозначен 1 ноября 2010 года. Однако реорганизация так и не прошла в полной мере. Из 24 РУПов были реорганизованы 14, а сама реорганизация проходила с грубыми нарушениями закона об унитарных предприятиях.
Беслан Торчуа уточнил: «В частности, имелись случаи уменьшения или увеличения уставного фонда, но при этом в устав РУПов не вносились эти изменения. При назначении на должность руководителей не заключались трудовые договора. У большинства подведомственных Министерству экономики организаций отсутствовали свидетельства о внесении в реестр республиканской собственности. Не производилась обязательная оценка имущества, сдаваемого в аренду. Самовольно устанавливались арендные ставки. Выявлены случаи передачи подведомственными организациями государственного имущества без договорных отношений. В большинстве случаев сдача в аренду происходила без согласования с собственником. Выявлены факты самовольного списания объектов государственной собственности – зданий и сооружений, выявлены случаи самовольного строительства. Большая часть государственного имущества находится в запущенном состоянии или разрушается. Из 24 подведомственных Министерству экономики организаций балансы сдают лишь десять».
Беслан Торчуа отметил, что для РУПов не был определен размер обязательных отчислений от прибыли, поэтому они никакие отчисления в бюджет не производили. Он привел в качестве примера Сухумский молочный завод, который не используется по назначению, а доход этого предприятия формируется лишь от сдачи помещений в аренду. Таким образом, только по одному этому предприятию выявлено 118 миллионов рублей неэффективного использования средств, эта сумма была потрачена на реконструкцию молзавода.
Беслан Торчуа перечислил предприятия, которые не функционируют и деятельность которых сведена только в сдаче площадей в аренду. Это – РУП «Абхазкнига», сдающее в аренду торговым предприятиям все пять своих объектов, причем все они включены в перечень объектов, подлежащих приватизации. Здания и сооружения табачной фабрики заброшены и приходят в негодность, свидетельство о внесении в реестр объектов госсобственности отсутствует. Сухумский мясокомбинат не работает, сдает в аренду свои площади, в 2012 году там было списано оборудование и основные средства на сумму 7 миллионов рублей, правоустанавливающие документы отсутствуют. Сухумская кондитерская фабрика, сухумская швейная фабрика, гудаутский винзавод, заводы «Заря» и «Аргонавт», гагрский завод безалкогольных напитков, ткуарчальское шахтоуправление и многие другие предприятия пребывают в таком же состоянии. РУП «Дом печати» сдает часть корпусов в аренду, причем договоры аренды не зарегистрированы, нет подтверждающих документов на несанкционированную пристройку.
На балансе госкомпании «Апсныргылара» числятся здания и сооружения, на которые нет правоустанавливающих документов, а сдаваемые в аренду объекты не зарегистрированы в Госкомимуществе. Не принимаются меры к взысканию задолженностей, хотя имеются судебные решения по некоторым объектам. В то же время госкомпания пролонгирует договоры с должниками и ходатайствует о включении их в перечень объектов, подлежащих приватизации. Без согласования с собственником имущество самовольно списывается, а оборудование демонтируется. Выявлены факты самовольного строительства.
Основные средства РУПа «Абхазуниверсалторг» не отражены в балансе. Ресторан «Нарта» в аренде с 2003 года. Кабмин отложил решение вопроса продажи этого объекта. Он является государственной собственностью, однако на его территории каким-то образом возникли пять объектов, внесенных в реестр частной собственности, соответствующее свидетельство было подписано главой администрации г. Сухум Алиасом Лабахуа. Контрольная палата считает эту сделку незаконной.
В уставе госкомпании «Абхазхлеб» отражены предприятия, которые на ее балансе не числятся. Сдающиеся в аренду помещения сдаются в субаренду без согласования с арендодателями. Так был передан в аренду ООО «Абхазагротранс» имущественный комплекс Сухумского мельзавода сроком на 25 лет. Министерство экономики и Госкомимущество не провели процедуру ликвидации предприятия и не внесли изменения в устав госкомпании, но исключили из ее структуры мельзавод.
Этот список, сказал Беслан Торчуа, можно продолжать. Ситуация везде однотипная и нарушения грубые.
Беслан Торчуа подвел итог: «Мы пригласили на заседание коллегии министра экономики, ознакомили его с нашим отчетом и подготовили представление с нашими рекомендациями. Самое главное – это инициировать проверку финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, дать оценку их деятельности, провести инвентаризацию имущества, закрепленного за подведомственными Министерству экономики организациями и всем оформить свидетельство о внесении в реестр государственной собственности. Пересмотреть все арендные договора, разработать нормативный документ, который будет регламентировать нижнюю ставку арендной платы. В аренду сдаются помещения или строения просто за символическую плату. Министерству ежеквартально в формате текущего контроля требовать и принимать бухгалтерскую и иную отчетность от подведомственных организаций, а также проводить оценку финансово-хозяйственной деятельности. Представлять на заседания кабмина сводный отчет о результатах деятельности подведомственных организаций и мерах, принятых собственником».
Проверка Министерства культуры также выявила серьезные нарушения. Подведомственные министерству организации с 2011 года и по настоящий момент не сдали ни одного бухгалтерского баланса, исключение составила только одна организация – Абхазский государственный музей. За все эти годы не было ни одного сводного баланса по Министерству культуры. В принципе, сказал Аршба, такая же ситуация и по другим министерствам и ведомствам.
Роберт Аршба конкретизировал: «По Министерству культуры очень много вопросов также по имуществу. Тоже сдаются в аренду помещения, тоже фиксированные ставки арендных платежей. Не умещается в голове, когда на территории Пицунды памятники архитектуры при храме сдаются за мизерную арендную плату в 20 тысяч рублей в год. Когда сегодня трехэтажное здание Гуманитарного колледжа сдается за фиксированную ставку в 30 тысяч рублей в год, и эти средства пытаются тратить на собственные нужды. По русскому драмтеатру вообще отсутствовал специальный счет. Средства от продажи билетов расходовались при отсутствии расчетного счета, они нигде не отражались, баланса нет. Сами на свое усмотрение их получали и расходовали. Такая же ситуация и по филармонии. По памятникам архитектуры имеются нарушения. Все эти факты мы, насколько могли при таком учете, обнажили».
Роберт Аршба также проинформировал журналистов о том, что Контрольная палата не смогла представить Народному собранию отчет об исполнении государственного бюджета за два квартала текущего года, так как министр финансов долгое время не отвечала на многочисленные запросы Контрольной палаты с требованием представить соответствующие отчеты. В сентябре Минфин наконец прислал исполнение бюджета, но в свернутом виде, что не позволяет проверить документ.
Отчеты о проведенных проверках направлены президенту, спикеру и премьер-министру.
Контрольная палата обещает в ближайшее время запустить свой сайт и публиковать свои отчеты. Отчету о целевом использовании денежных средств, выделенных Российской Федерацией в рамках реализации Комплексного плана содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2012 –2013 годы, присвоен гриф «для служебного пользования», и пока он недоступен общественности. Результаты проверки Государственной службы охраны засекречены, так как подпадают под категорию государственной тайны.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия