Грузия попала в ежегодный доклад «О религиозной свободе в мире», подготовленный Государственным департаментом США. Однако в отчете, который посвящен 2014 году, Грузия упоминается не в лучшем свете. В докладе говорится об участившихся фактах дискриминации религиозных меньшинств и о растущем влиянии Грузинской православной церкви не только на общественную, но и на политическую жизнь страны.
«Конституция Грузии гарантирует свободу вероисповедания и отделяет церковь от государства», – с таких слов начинается доклад Госдепартамента США о свободе религии в мире в той его части, где речь идет о южнокавказском государстве. Однако далее говорится, что в действительности ситуация в стране выглядит иначе: «закон и политика отдают предпочтение Грузинской православной церкви и наделяют ее теми привилегиями, которых нет у других религиозных групп». Это «судебный иммунитет для патриарха, освобождение духовенства ГПЦ от воинской повинности, исключительное право на получение госимущества и собственности в виде земель бесплатно». Кроме того, Конституция страны признает «исключительную роль ГПЦ в истории Грузии», что делает ее, по сути, неприкосновенной.
Что касается религиозных меньшинств, к которым относятся от 15% до 20% населения страны, то в случае с ними ситуация гораздо хуже, говорится в докладе. Так, в 2014 году грузинские правозащитники довольно часто фиксировали действия дискриминационного и даже насильственного характера по отношению к представителям иных вероисповеданий со стороны религиозного большинства. Однако расследование подобных инцидентов правоохранительными органами зачастую «затягивалось», а наказание, если и следовало, то было предельно мягким.
Your browser doesn’t support HTML5
Грузинский политолог Георгий Гобронидзе согласен с содержанием доклада, он считает, что государственная власть в некотором роде уже бессильна перед властью религиозной. Влияние церкви на общество достигло таких масштабов, что критика в ее адрес является довольно рискованным занятием. По мнению политолога, грузинскую церковь уже давно можно считать мощной, полноценной частью государственной машины.
«Начиная со времен Шеварднадзе, когда он заключил с церковью конституционный договор, правительство и Грузинская православная церковь в некотором роде делят государственную власть. К тому же и те и другие не упускают возможности использовать ресурс друг друга в собственных интересах. Мы помним, какую роль на прошлых парламентских выборах (2012 года) сыграли духовные лица, занимавшиеся привлечением избирателей на сторону той или иной политической силы. Мы помним, как церкви удавалось мобилизовать достаточное количество народа для демонстрации власти своей силы, например, 17 мая 2013 года (духовные лица вывели паству, чтобы не допустить проведения мероприятий в день борьбы с гомофобией, и это вылилось в столкновения). Но в целом, разумеется, государство с осторожностью относится к позициям церкви», – говорит Гобронидзе. При этом политолог утверждает, что представители православного духовенства зачастую даже намеренно подогревают недовольство паствы по отношению к другим религиозным группам.
Наиболее часто религиозной дискриминации, согласно докладу Госдепа, подвергаются грузинские мусульмане и представители т.н. нетрадиционных, новых вероисповеданий, например, Свидетели Иеговы. В течение 2014 года грузинские Свидетели Иеговы обращались в суд 65 раз с жалобами на нарушение их прав и на насилие в их адрес. В докладе говорится, что один из представителей этой религиозной группы даже скончался в результате операции, которая понадобилась ему после того, как он стал жертвой нападения.
Нападений на мусульман зафиксировано не было, однако в течение прошлого года им много раз приходилось участвовать в имущественных спорах, отстаивать свое право на собрание и на проведение молитвы, на строительство, открытие и реставрацию мечетей, молельных домов и медресе. Подобные распри в тех или иных селах не раз перерастали в столкновения между грузинами-христианами и грузинами-мусульманами. В докладе также говорится, что со стороны православного духовенства были зафиксированы попытки принудительного обращения в христианство грузинских мусульман.
Этнический чеченец Сайхан Музаев, получивший религиозное образование в Саудовской Аравии и проживающий в Грузии, считает, что винить в подобных инцидентах какую-либо из религиозных сторон неверно. Негативные моменты, которые проявляются в отношении христиан к грузинским мусульманам, в первую очередь, по мнению Музаева, вызваны нехваткой информации:
«Люди (христиане) очень настороженно относятся ко всем этим церемониям и открытиям (духовных учреждений). Пропаганда делает свое дело, идет информация из всех СМИ, что мусульмане, мол, такие плохие, выставляют нас в невыгодном свете, и люди, конечно, настораживаются. Большинство грузин, ортодоксальных христиан, боятся потерять свою идентичность. Я это понимаю, это оправданно, потому что с нашей стороны нет информации, которую мы должны давать, что мы не представляем никакой угрозы, что нет никаких подводных течений, все ясно и открыто».
Тем временем сегодня сразу восемь религиозных организаций обратились в Конституционный суд Грузии с просьбой признать неконституционными те законодательные нормы, в соответствии с которыми религиозным меньшинствам не предоставляются налоговые льготы. Напомню, что налоговыми льготами со стороны государства пользуется только Грузинская православная церковь.