Главный прокурор гаагского Международного уголовного суда провела сегодня первые рабочие встречи в столице Грузии. Фату Бенсуда прибыла в Тбилиси для того, чтобы собрать дополнительные материалы о российско-грузинской войне 2008 года. В рамках визита прокурора запланированы встречи не только с официальными лицами, но и с пострадавшими в результате вооруженного конфликта. Несколько дней назад Фату Бенсуда обратилась к Палате судей МУС с просьбой начать полноценное расследование событий августовской войны 2008 года, так как, по ее мнению, во время вооруженного конфликта имели место военные преступления и преступления против человечности.
Рабочий визит главного прокурора гаагского Международного уголовного суда в Тбилиси начался со встречи с министром юстиции Грузии. Правда, о чем беседовали Фату Бенсуда и Тея Цулукиани – неизвестно, так как встреча, которая продолжалась около часа, проходила за закрытыми дверями. Позже Цулукиани раскрыла некоторые детали беседы. В частности, по словам министра, она сообщила прокурору, что в ходатайстве перед МУС о начале полноценного расследования российско-грузинской войны «роль России была представлена не должным образом». Напомню: в своем предварительном расследовании прокурор Бенсуда назвала августовскую войну «вооруженным конфликтом между сепаратистской Южной Осетией и Грузией, в котором также участвовала Россия». Тогда как, по словам Теи Цулукиани, «именно Россия напала на Грузию и до сих пор оккупирует часть грузинских территорий»:
Your browser doesn’t support HTML5
«В связи с ролью России (в августовской войне) прокурор ответила, что ее ходатайство основывается лишь на правовых фактах, на информации, которой обладает ее офис. При этом госпожа Бенсуда подчеркнула, что ее офис и Гаагский уголовный суд, разумеется, рассмотрят всю информацию, предоставленную грузинской стороной. Например, о том, как Россия командовала осетинскими вооруженными подразделениями, и о том, что в действительности это было не только грузино-осетинское противостояние, но в первую очередь это была война между Грузией и Россией. Именно Россия осуществила агрессию против нас. Нужно признать, что это направление и так выражено в ходатайстве прокурора, в котором сказано, что высшие должности в т.н. осетинской армии и на т.н. государственной службе занимали представители России. Однако мы посчитали, что эти моменты в ходатайстве требуют дополнительного усиления, также мы подчеркнули, что роль России в этом конфликте не является минимальной и не может быть минимизирована».
Также министр уведомила прокурора Бенсуду, что грузинская сторона поднимет в суде, если он состоится, вопрос погибших военнопленных. По словам Теи Цулукиани, «расследование не будет считаться полноценным, если не будут расследованы факты пыток и убийств пленных грузинских военнослужащих».
После встречи с министром юстиции Фату Бенсуда провела закрытые переговоры с главным прокурором Грузии Георгием Бадашвили. Затем она отправилась на встречу с представителями грузинских неправительственных правозащитных организаций.
Руководитель Ассоциации молодых юристов Грузии Анна Нацвлишвили рассказывает, что грузинские НПО могут внести посильную лепту в расследование событий российско-грузинской войны, помочь с материалами и свидетельствами. Дело в том, что Палата судей Международного уголовного суда в преддверии вынесения решения по полноценному расследованию августовской войны начала сбор информации от людей, пострадавших в результате вооруженного конфликта. На то, чтобы свидетели заявили суду о себе, им предоставлен 30-дневный срок. Теперь в Ассоциации молодых юристов Грузии собираются оказать юридическую помощь тем, кто намерен обратиться в Гаагу, говорит Анна Нацвлишвили:
«Любой человек, который, возможно, владеет важной для суда информацией, является значимым для следствия. Мы собираемся помочь таким людям донести их сведения до суда. Мы задействуем все наши офисы как в Тбилиси, так и в районах, в том числе в Гори (город, наиболее пострадавший в дни августовской войны). АМЮГ сделает все в рамках своих возможностей и полномочий, чтобы донести до Гааги информацию, которой владеют эти люди. Кроме того, (в случае необходимости) мы поможем им добраться до Гааги, чтобы они были выслушаны там соответствующими лицами».
Надо отметить, что гостья из Гааги в течение всего дня не делала никаких комментариев для представителей СМИ. С журналистами Бенсуда встретилась лишь вечером – на специальной пресс-конференции она подвела итог первому рабочему дню в Грузии. Прокурор рассказала, что это ее первый визит в страну и что она очень довольна приемом. Перейдя к основной теме, Бенсуда заявила, что ее офис изучал события августовский войны в течение семи лет, после чего пришла к выводу, что полноценное расследование российско-грузинского вооруженного конфликта гаагским Международным уголовным судом необходимо.
«Мой офис собрал и изучил информацию о тех возможных преступлениях, которые, возможно, были совершены сторонами вооруженного конфликта – силами Южной Осетии, вооруженными силами России и вооруженными силами Грузии. Поскольку Грузия является членом международного договора Римского статута (договор, учредивший МУС), то Международный уголовный суд имеет полное право расследовать преступления, совершенные на территории Грузии, а также наказывать лица, совершившие эти преступления на территории Грузии, независимо от их гражданства. В частности, речь идет о таких преступлениях: убийства, насильственное исчезновение людей, преследование грузинского населения по этническому признаку, уничтожение их имущества, грабеж, осуществленные югоосетинскими силами с возможным участием российских вооруженных сил. В результате грузинское население Южной Осетии сократилось на 75%, что, на мой взгляд, представляет преступление против человечности, что является очень тяжким преступлением. Также мы считаем возможным военным преступлением нападение югоосетинских сил на грузинских миротворцев и нападение грузинских вооруженных сил на российских миротворцев», – заявила Бенсуда.
Уже завтра гаагский прокурор намерена встретиться с пострадавшими в результате войны – с беженцами и семьями военнослужащих. В течение ближайших трех месяцев станет известно, начнется ли полноценное расследование событий российско-грузинской войны августа 2008 года. Именно в такой срок Палата судей МУС должна принять окончательное решение.