Сегодня министр энергетики Каха Каладзе провел специальный брифинг, на котором вновь подтвердил необходимость закупок газа из России. Он заявил, что переговоры с «Газпромом» будут продолжены и завершатся до конца года. Вместе с тем Каладзе обвинил «Нацдвижение» в нагнетании истерии по поводу переговорного процесса с российской компанией, напомнив все этапы сотрудничества прошлых властей с «Газпромом». По оценкам экспертов, углубление сотрудничества с «Газпромом» содержит определенные риски.
В начале своего краткого брифинга Каха Каладзе обвинил «Нацдвижение» в тиражировании лжи, напомнив им прежние грехи: прошлые власти даже после августовской войны продолжали закупать у «Газпрома» дополнительные объемы газа.
«Мы максимально воздержались от комментариев о нездоровой эйфории вокруг наших рабочих встреч с руководством «Газпрома». В рамках соглашения от 2003 года представители «Нацдвижения» проводили ежегодные встречи с руководством «Газпрома», внеся 21 техническое дополнение в существующий договор. Прошлые власти даже после войны 2008 года закупали дополнительные объемы российского газа. Похоже, некоторые забыли об этом. Существуют границы политической морали, которую не должны преступать даже самые большие политические банкроты», – заявил Каладзе.
Свои упреки в адрес оппозиции вице-премьер подтвердил данными статистики: в 2009 году Грузия сверх транзита закупила дополнительные 117 миллионов кубометров российского газа, в 2010 году – 43 миллиона, в 2011-м – 31 миллион кубометров.
Your browser doesn’t support HTML5
Также Каладзе напомнил прошлым властям их попытки продать «Газпрому» магистральный газопровод между Россией и Арменией. Нарушило планы прошлых властей только экстренное вмешательство со стороны правительства США, которое выделило дополнительные объемы финансовой помощи для реабилитации газопровода.
В заключение министр объяснил журналистам, что закупками российского газа Грузия планирует покрыть дефицит поставок азербайджанского газа. При этом Каладзе заверил, что это никак не скажется на отношениях с Азербайджаном как со стратегическим партнером.
«Почему у Азербайджана нет дополнительных объемов газа, лучше спросить у азербайджанской стороны. Мы же проведем переговоры с «Газпромом», и если нас устроит предложенная цена, то мы закупим газ для коммерческих организаций», – сказал министр энергетики.
Эксперт в вопросах экономики Роман Гоциридзе назвал «нелогичными» доводы вице-премьера. Эксперту непонятно, как Грузия покроет недостающие объемы газа, если ее не устроит предложенная «Газпромом» цена.
«Власти должны приложить максимум усилий, чтобы установить с властями Азербайджана отношения, позволяющие избежать дефицита поставок. Каладзе говорит о коммерческих потребителях российского газа. Можно предположить, что это будут два энергоблока Гардабанской ГРЭС, принадлежавшие России, и городская сеть Тбилиси, которая фактически выставлена на торги и которую также могут купить россияне. Я считаю, что власти преследуют определенные цели, возвращая «Газпром» на грузинский рынок», – предположил Роман Гоциридзе.
Эксперт Гия Хухашвили считает излишне политизированной шумиху, поднятую оппозицией вокруг переговоров с «Газпромом». Грузия должна сохранить прагматические отношения с газовым монополистом, но не более того:
«Истерика у людей, которые пытались (в свое время) продать «Газпрому» магистральный трубопровод, мало кого может убедить (в их правоте). Вместе с тем, (нынешним) властям необходимо проявлять осторожность, чтобы сохранить дружеские отношения с нашим геостратегическим партнером – Азербайджаном. Необходимо понимать, что объемы, которые Грузия намерена закупать у «Газпрома», являются для него ничтожными с финансовой точки зрения, поэтому российская сторона вполне может предложить достаточно приемлемую для наших властей цену и тем самым попытаться вбить клин в отношения (между Грузией и Азербайджаном)».
В целом к 2019 году по территории Грузии пройдет вторая ветка газопровода «Шах-Дениз», по которой из Азербайджана через территорию Грузии в Европу будет доставляться газ, превосходящий нынешнее его количество почти в три раза. В этих условиях Грузия получит дополнительный объем газа в качестве платы за транзит, что полностью удовлетворит ее потребность в этом виде топлива.