Крупнейшие югоосетинские политические партии выступили сегодня в поддержку инициативы президента о проведении референдума о вхождении Южной Осетии в состав России. Заявление было сделано накануне во время встречи Леонида Тибилова с помощником российского президента Владиславом Сурковым. Впрочем, сегодня пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что речь в Цхинвале шла о стремлении к интеграции, а не о референдуме.
Накануне пресс-служба главы югоосетинского государства сообщила, что на встрече с помощником российского президента Владиславом Сурковым в Цхинвале Леонид Тибилов «заявил о своем решении инициировать референдум» о вхождении Южной Осетии в состав России. На заявление главы югоосетинского государства сегодня откликнулся пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Он отметил, что Южная Осетия – независимое государство, признанное Россией, и на встрече Тибилова с Сурковым речь шла об интеграции, а не референдуме.
По мнению экспертов, заявление югоосетинского президента – попытка перехватить инициативу у парламентского большинства.
«На фоне низкого рейтинга власти и правительства Леонид Тибилов пытается набрать очки перед президентскими выборами. Это перехват инициативы у сильного соперника – Бибилова, для которого эта тема является стратегической», – сказал один из моих источников в Южной Осетии.
Your browser doesn’t support HTML5
Действительно, в январе прошлого года спикер парламента Анатолий Бибилов уже выступал с предложением провести референдум о вхождении республики в состав России. Однако тогда инициатива «Единой Осетии» не была поддержана югоосетинским руководством. Лидер партии «Единая Осетия» Анатолий Бибилов считает, что необходимо определиться со сроками проведения плебисцита. При этом он называет идею о присоединении к России общенациональной:
«Мы никогда не монополизировали эту идею. Мы ее считаем национальной идеологией. Речь не идет о перехвате идеи, скорее всего, о поддержке того пути, который выбрала для себя «Единая Осетия»… Мы видели реакцию России в заявлении сенаторов и комментарии пресс-секретаря президента России, но в заявлении Тибилова было четко определено, что этот референдум будет проводиться в рамках консультаций с российской стороной».
Анатолий Бибилов также добавил, что «не видит никакой связи между приездом помощника российского президента Владислава Суркова в Цхинвал и заявлением югоосетинского президента»:
«Связывать приезд помощника президента и заявление Тибилова я бы не стал, ничего общего я в этом не вижу. Стоит напомнить, что Леонид Тибилов сказал, что если воссоединение произойдет в его президентство, он будет считать, что свою миссию выполнил. Заявление президента обдуманное, он к этому готовился, он прекрасно знает желание своего народа. Что касается нашей партии, то мы поддерживаем это решение. Хотел бы подчеркнуть, что дополнительные соглашения по договору не должны уходить на второй план, более того, надо, чтобы максимальное количество министерств и силовой, и социальной направленности интегрировались в российские ведомства. Когда нам в свое время отказали в проведении референдума, мы решили таким образом интегрироваться в состав России».
Поддержали главу государства и югоосетинские коммунисты. По словам лидера КПРЮО Станислава Кочиева, «президент Тибилов вынашивал эту идею давно и, видимо, посчитал, что сейчас время для этого настало»:
«В условиях сложной обстановки – то, что на Украине происходит, в Сирии, угроза, исходящая от ИГИЛ, – мы ради того, чтобы обезопасить себя, поддерживаем идею проведения референдума о вхождении в Россию. Время летит быстро, ситуация меняется быстро, и мы должны четко определиться со своей позицией, а потом выходить с этой позицией к России. Референдум – это наивысшее волеизъявление народа, и мы должны заручиться поддержкой народа. Это правительство или последующее будет проводить уже эту политику».
По словам Кочиева, «на предыдущих референдумах народ Южной Осетии высказывался за независимость от Грузии». Он также добавил, что «исполнительная и законодательная власти должны прийти к консенсусу и абсолютное мнение нашего народа должно быть высказано. Должна быть определена дата проведения референдума».
Лидер партии «Единство народа» Владимир Келехсаев затруднился ответить на вопрос, почему президент Тибилов выступил с этой инициативой именно сейчас. Он напомнил, что парламентские партии неоднократно ставили вопрос проведения референдума:
«В парламенте неоднократно поднимали этот вопрос. Мы тоже вчера узнали, что президент озвучил такую идею. Почему именно сейчас, затрудняюсь пояснить. Однако я могу уверенно сказать, что это наша общая идея. Я не знаю, когда именно Южная Осетия вступит в состав России, но я точно знаю, что это произойдет и мы воссоединимся с Россией».
Депутат парламента от Народной партии Амиран Дьяконов говорит, что плебисцит должен быть проведен в течение полугода:
«Мы всегда поддерживали идею вхождения Южной Осетии в состав России. Да, мы выступаем с этой идеей. Какие результаты может показать референдум? Положительные результаты. Большинство населения выскажется за вхождение в состав Российской Федерации».
По мнению Амирана Дьяконова, референдум необходимо проводить отдельно от президентских выборов:
«Законодательство Южной Осетии позволяет совмещать проведение президентских выборов и референдума. Однако результаты одного голосования не должны сказываться на итогах второго, необходимо выборы и референдум проводить отдельно».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия