Российское экспертное сообщество обсуждает заявление югоосетинского президента Леонида Тибилова о проведении референдума по вхождению самопровозглашенной республики в состав России. Напомним, он выступил с этой инициативой накануне во время встречи с помощником российского президента Владиславом Сурковым в Цхинвали.
Российский политолог Модест Колеров считает затею с референдумом несвоевременной, учитывая сегодняшние внешнеполитические сложности России. Тем более что и спешить некуда – все чаяния, которые южные осетины связывают с вхождением в состав России, в значительной мере уже реализованы и продолжают осуществляться в рамках российско-югоосетинского сотрудничества:
«Мне представляется, что в нынешних условиях эта инициатива только усложнит положение России. Нет ничего во внешних условиях, что заставляло бы нас торопиться. Соответственно, кто будет принимать решение, тот возьмет на себя ответственность за дополнительные сложности».
По информации пресс-службы президента Южной Осетии, Леонид Тибилов заявил о своем решении инициировать проведение референдума на встрече с помощником президента России Владиславом Сурковым. Сегодня на встрече с журналистами пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг эту информацию, заявив, что «непосредственно на встрече такого заявления не делалось». Такое впечатление, что Песков попытался нивелировать слова Леонида Тибилова.
Your browser doesn’t support HTML5
«В Южной Осетии очень много сторонников интеграции с Россией, это известно давно. И, насколько мы понимаем, именно об этом говорил господин Тибилов», – сказал Дмитрий Песков.
Южная Осетия, подчеркнул он, – «независимое государство, признанное Российской Федерацией, с которым у нас дипломатические отношения».
По мнению российского политолога Евгения Крутикова, заявление Дмитрия Пескова может означать только одно – никакого референдума в Южной Осетии не будет:
«Надо понимать, что такого рода мероприятия не могут быть проведены без непременной санкции из Москвы. И дело не в каких-то политических отмашках, а в том, что эти мероприятия стоят миллионы рублей, которых нет в бюджете Южной Осетии. Т.е. деньги на референдум могут быть выделены только из Москвы, а она их даст только в том случае, если будет на то политическая воля.
– А есть у Москвы политическая воля на проведение референдума?
– Политической воли на проведение подобного рода акций нет и не будет, потому что позиция Москвы по статусу Южной Осетии не изменилась и не изменится никогда. Этот статус зафиксирован как одна из незыблемых составляющих доктрины внешней политики Российской Федерации, о чем неоднократно говорили президент Путин, премьер-министр Медведев и министр иностранных дел Лавров. Можно добавить сюда заявления Пескова, Патрушева и Бортникова – все руководство Российской Федерации неоднократно высказывалось о том, что статус Южной Осетии незыблем как независимого государства».
По словам Евгения Крутикова, пока трудно понять, что это было – то ли неудачный пиар с прицелом на президентские выборы, то ли пресс-служба неверно истолковала слова Леонида Харитоновича, так как тема присоединения к России была закрыта по настоянию Москвы вскоре после парламентских выборов, когда проведение референдума инициировала победившая на выборах партия «Единая Осетия». Казалось бы, она исчерпана, так какой смысл ее вновь поднимать? Видимо, это одна из странностей местной политической жизни.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия