Грузинские эксперты обращают внимание на демонстративное появление Рамзана Кадырова у государственной границы. В Тбилиси не исключают, что проверка погранзаставы главой Чеченской республики может быть своеобразным посланием официальному Тбилиси со стороны российского руководства. Кадыров, по сути, обвинил Грузию в том, что на ее территории могут находиться боевики террористической организации «Исламское государство».
Официальный Тбилиси пока никак не отреагировал на появление главы Чечни Рамзана Кадырова у госграницы Грузии с Россией, где чеченский лидер сделал неоднозначное заявление. В частности, Кадыров, который провел на заставе двое суток, заявил, что «всякие разговоры о том, что какие-то там «игиловцы» могут просочиться через эту границу, не стоят ломаного гроша»:
«Мы должны охранять свою землю, чтобы врагам не приходило в голову, что можно где-то пройти. Мы можем сегодня спокойно спать и с гордостью говорить, что наши пограничники охраняют наши границы», – сказал Кадыров накануне вечером, поглядывая на грузинскую сторону сквозь прицел снайперской винтовки.
Однако глава Чеченской республики не пояснил, откуда берутся «всякие разговоры» о том, что бойцы ИГ могут проникнуть в Чечню с территории Грузии.
Your browser doesn’t support HTML5
Молчание официального Тбилиси вполне объяснимо: Кадыров волен появляться на территории России где угодно, а его заявление, которое многим показалось компрометирующим, не содержало прямых обвинений. Однако некоторые представители грузинского неправительственного сектора считают, что слова чеченского лидера могли содержать в себе как скрытую угрозу, так и определенный сигнал из Москвы в адрес грузинских властей.
Руководитель грузинской неправительственной организации «Конфедерация народов Кавказа» Заал Касрелишвили не исключает, что заявление Кадырова может быть связано с событиями на Ближнем Востоке, а именно, с участием России в вооруженном конфликте на стороне сирийского президента Башара Асада. Москва, по мнению Касрелишвили, устами Кадырова попросту в очередной раз напомнила Тбилиси, что видит в грузинском государстве ненадежного соседа, чьи граждане не только воюют в рядах сирийских антиправительственных сил, но и возглавляют некоторые отряды и даже группировки.
«Они, скорее всего, некую угрозу чувствуют отсюда, так как сейчас Россия вошла в конфликт со всем миром, плюс еще и с исламом (алавита Башара Асада поддерживают только шиитские Иран и Ирак). Естественно, риски увеличиваются, и они чувствуют угрозу», – говорит Касрелишвили.
При этом руководитель Конфедерации народов Кавказа не исключает, что Москва дала Рамзану Кадырову некий карт-бланш на умеренные антигрузинские заявления, которыми он, кстати, не раз отличался и раньше. Касрелишвили объяснил, с какой целью это делается:
«Российское политическое руководство вот такими вот маневрами хочет показать всему миру и грузинскому политическому руководству в том числе, что проблема Грузии – это уже периферийная проблема России. Эта проблема не на первом месте, а на уровне Южного федерального округа».
В свою очередь, эксперт по вопросам Кавказа Алеко Квахадзе полагает, что заявление Кадырова, как и его появление у госграницы с Грузией, является ничем иным, как обычной бравадой для внутренней чеченской аудитории. Этакий своеобразный пиар. С другой стороны, Квахадзе не исключает, что Кадыров, упоминая боевиков «Исламского государства», подразумевал Панкисское ущелье Грузии. Именно выходцы из Панкиси составляют абсолютное большинство среди грузинских добровольцев, воюющих на Ближнем Востоке.
«Во-первых, единственным теоретическим путем проникновения боевиков «Исламского государства» на территорию Чечни является Грузия. Кроме того, в контексте ИГ очень часто упоминается Панкисское ущелье. Как известно, некоторые полевые командиры ИГ родом из Панкиси. Именно в контексте Панкисского ущелья (Россия) пытается выставить Грузию одним из спонсоров «Исламского государства», а само Панкиси представить местом, где есть ячейки этой организации. Россия и раньше, во время чеченской войны пыталась разыграть панкисскую карту, и не исключено, что российское руководство будет пытаться разыгрывать эту карту и в дальнейшем», – сказал Квахадзе.
В самом Панкисском ущелье на слова Кадырова особого внимания не обратили. «Эху Кавказа» удалось пообщаться с некоторыми жителями Панкиси, однако от публичных комментариев они отказались, заявив, что «ничего нового и серьезного они от Кадырова не услышали».