Сегодня Тбилисский городской суд полностью оправдал четырех человек, которые обвинялись в противодействии 17 мая 2013 года акции, прирученной к Международному дню против гомофобии и трансфобии. В этот день разъяренная толпа, среди которой были и священники, забросала камнями маршрутку и автобус, где находились правозащитники и представители ЛГБТ-сообщества. Один из священнослужителей, который после этой акции приобрел в обществе известность как «батюшка с табуреткой», тоже был оправдан.
Более 20 пострадавших 17 мая 2013 года, чудом уцелевших после расправы разъяренной толпы, два года ждали окончательного вердикта судьи Давида Мгелиашвили. Среди четырех обвиняемых был и игумен женского монастыря имени святого Иоанна во Мцхете Ираклий Басилая. Тем, кто участвовал или наблюдал за акцией, он запомнился тем, что бегал по проспекту Руставели в Тбилиси и замахивался табуреткой на правозащитников и тех, кто представлял сексуальное меньшинство.
Сегодня священнослужитель Ираклий Басилая праздновал победу – Тбилисский городской суд полностью оправдал его и остальных трех обвиняемых. С представителями СМИ никто из них общаться не захотел. А игумен вообще замахнулся рукой на оператора и с возмущением заявил, что никто не имеет права вторгаться в его личное пространство и снимать его на видеокамеру без разрешения.
Интересы пострадавших в суде защищала адвокат Циала Ратиани. Она никак не ожидала, что судья Мгелиашвили полностью оправдает четырех человек, обвиняемых по статье 161 УКГ. Эта статья предусматривает штраф или заключение сроком на один год за незаконное препятствие проведению собрания или манифестации, выраженное в насилии или угрозах.
Your browser doesn’t support HTML5
«Это явно несправедливое решение. Огласив такой вердикт, судья дал зеленый свет насильникам, а представителям меньшинства дал понять, что они никак не защищены. Словом, если ты трансгендер и тебя, к примеру, убьют, никто не накажет виновников», – говорит Ратиани.
По словам Циалы Ратиани, пострадавшие, скорее всего, обжалуют решение суда, хотя это зависит от гособвинения, так как права истцов защищает в данном случае прокуратура.
В свою очередь, адвокат подсудимых Гия Таблиашвили считает решение справедливым и объективным:
«Вы знаете, в юриспруденции объективная реальность – это одно, а ее правовое обоснование – другое. Ни одно доказательство, представленное прокуратурой, не было обоснованным».
«Это в очередной раз подтверждает то, что Грузия как государство пока не состоялось», – отмечает представитель правозащитной организации «Идентоба» Ираклий Вачарадзе.
Традиционно он является одним из организаторов флеш-мобов и манифестаций, приуроченных ко Дню против гомофобии и трансфобии. Но после 17 мая 2013 года Ираклий на улицу не выходит, чтобы не оказаться жертвой нетерпимости.
«Такого насилия (имевшего место 17 мая) Грузия после приобретения независимости не помнит. И если главные участники этого преступления сегодня признаны невиновными, – это больше похоже на политическое решение. Власть намеренно не стала собирать необходимые доказательства и не представила их в суде», – говорит Ираклий.
К такому выводу Вачарадзе пришел с учетом собственного опыта. Как одного из организаторов акции и потерпевшего, прокуратура допросила его лишь спустя год после разгрома акции, и то весьма поверхностно, говорит он.
Справедливого решения по делу 17 мая 2013 года правозащитники и представители ЛГБТ-сообщества ждут от Страсбургского суда, куда был направлен их иск. Ведь еще по одному аналогичному иску, касающемуся 17 мая, но 2012 года, когда гнев участников контракции имел гораздо более мягкие последствия, Европейский суд по правам человека постановил, что «грузинское государство не защитило права участников манифестации на собрании, сделало участников акции жертвами негуманного обращения, а затем неадекватно расследовало преступление, вызванное ненавистью».