Чем дольше думаю о резком обострении в октябре общественно-политической обстановки в Абхазии на очередном витке борьбы за власть, тем больше лезут в голову всякие всемирно известные фразы.
Например, сентенция Гегеля о том, что история повторяется дважды: в первый раз в виде трагедии, во второй – в виде фарса. Понимаю, что мне можно возразить: какой уж фарс, если звучат такие резкие заявления, если ситуация в обществе так стремительно накалилась? Ну, хорошо, употребим тогда слово «трагифарс». Фарсовость же здесь, на мой взгляд, заключается в неотличимости политических лозунгов, речевок и аргументов в устах оппонентов, причем противостоящие лагеря всякий раз, меняясь местами, непринужденно меняются друг с другом риторикой, и в последний раз это произошло в течение всего полутора лет.
Весь мир театр, и люди в нем актеры, сказал Шекспир. В нашем случае можно взять для примера шекспировского «Гамлета» и представить себе, что недавно в спектакле по этой трагедии роли Гамлета, Офелии, Лаэрта, Полония, Горацио играли одни актеры, а в новом спектакле они поменялись ролями. И теперь политики, громко произносившие ранее реплики: «Страна переживает глубокий системный кризис», «Руководство ведет нас в пропасть, оно – банкрот», «У президента нет никакого стремления к внутриполитическому диалогу с оппонентами», «Положение спасет немедленная отставка антинародного режима», «Мы не можем ждать очередных президентских выборов, потому что надо срочно проводить реформы», произносят примерно то же, что совсем недавно изрекали их предшественники во власти: «Мы делаем все возможное для преодоления раскола в обществе», «Власть будет последовательно защищать Конституцию и законы», «Язык ультиматумов, на котором говорит оппозиция, ничего ей не даст», «Не надо раскачивать хрупкую лодку абхазской государственности». И наоборот. В общем, очень уж все это напоминает популярные на российских федеральных телеканалах передачи «Точь-в-точь» и «Один в один».
Your browser doesn’t support HTML5
Нет, понятно, что определенных риторических повторов тут в любом случае не избежать, но в пылу полемики в обеих командах словно забывают, что многочисленные буквальные совпадения начинают со стороны выглядеть просто смешно. Вот и в некоторых местных СМИ, свободных сегодня от вовлеченности во внутриполитические потасовки, уже начинает явственно звучать нотки подтрунивания над происходящим, как, например, в последнем номере газеты «Новый День». А еще думаешь: неужели нынешняя оппозиция не могла разработать какую-то иную тактику борьбы за власть, ибо миру известны самые разнообразные ее методы, а не копировать все «один в один»: требование незамедлительной отставки, стращание созывом всенародного схода? Кстати, о каком ВСЕнародном сходе тут может идти речь, ведь ясно же, как ясный день, что если в одном месте соберется часть народа, то в другом – другая, «альтернативная»…
Секретарь Общественной палаты Абхазии Нателла Акаба в недавней статье на «Sputnik Абхазия» «Власть и оппозиция – схватка над пропастью» вспоминает:
«Возможно, здесь стоит сослаться на опыт первой абхазской оппозиционной организации «Айтайра», которая…разрабатывала программы, критиковала власть в собственном печатном органе, организовывала круглые столы, проводила социологические опросы. Правда, доступ на государственное ТВ для тогдашней оппозиции был накрепко закрыт. Однако вся оппозиционная деятельность осуществлялась строго в рамках Конституции. И когда некоторые другие политические игроки потребовали досрочной отставки тогда уже больного президента Ардзинба и назначения новых президентских выборов, «Айтайра» выступила категорически против, она выступила с заявлением, что это требование неприемлемо и выборы должны пройти в установленные законом сроки».
Но, как видим, путь требования досрочной отставки – с ним в 2003 году выступило тогдашнее ОПД «Амцахара» – оказался, увы, в последующем для радикально настроенных оппозиционеров гораздо более простым и эффективным средством борьбы за власть. Незатейливо и сердито.
Ломаю голову над увиденным на днях на одном из интернет-форумов коротким комментарием: «Пусть президент уйдет в отставку, и все будет хорошо». В свете всего произошедшего за последние годы в Абхазии звучит настолько пародийно, что мелькнула мысль: возможно, автор ерничает, иронизирует. Хотя кто его знает… Сколько вокруг людей, способных мыслить только на уровне «долой!» и «да здравствует!»
А вот еще встретил в соцсетях взгляд со стороны, с Северного Кавказа, интернет-пользовательницы Светланы Бекалдиевой:
«Меня мало волнует, кто глава КБР или президент России, главное – без войны жить и работать. Почему абхазы так политизированы, что им должен раздать президент? Право на жизнь, право на труд? Жить, работать, растить детей… Земли много у них, климат великолепный, что еще им нужно?»
Вопрос резонный, больше того – и очень многие абхазы задаются им.
Предлагаю подойти к этой проблеме с точки зрения психологии. Бьюсь об заклад, что почти в любом коллективе из нескольких хотя бы десятков человек в любой точке земного шара, не говоря уже о целых этносах, можно будет встретить очень разных людей: конфликтных и неконфликтных, стремящихся к консенсусу и лезущих на рожон… Думаю, что среди абхазов все психотипы представлены примерно в той же пропорции, что и у их соседей. Но везде действуют свои историко-политические обстоятельства, которые предполагают активизацию того или иного психотипа. После 6 декабря 2004 года я наивно верил, что эту дату, когда было достигнуто соглашение между багапшистами и хаджимбистами, отныне в Абхазии долгие годы будут торжественно отмечать как день народного единения, прозрения и торжества здравого смысла. Не тут-то было! Очень скоро выяснилось, что на самом деле и те и другие, во всяком случае радикалы среди них, хотели бы поскорее забыть 6.12.2004 как некое свое поражение, как шаг назад…
С тех пор много воды утекло, что-то, несомненно, и сгладилось, происходили и переходы, перебежки отдельных политиков на другую сторону.. Но раскол, которого, кстати, могло и не быть, если бы не роковое сближение цифр по итогам голосования 4.10.2004 и возникновение тогда спорной выборной ситуации, так и не был преодолен. Возникали новые наслоения. Масла в тлеющий огонь противостояния абхазских Монтекки и Капулетти подлили события 27 мая 2014-го. А тут еще в последние месяцы сочувствующие оппозиционерам интернет-форумчане столько раз сетовали, что среди тех (сравнивая, видно, с лидерами «ФНЕА») «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков»… И «амцахаровцы» на съезде пошли в атаку, явно перебарщивая по части лексики.
В очередной раз сейчас к борьбе за «дележку ресурсов» неизбежно прибавляются и старые счеты политиков. И в очередной раз столько, как водится, посыпалось наряду с зернами нормального, делового анализа и плевел! Читательница публикует в прессе гневное письмо, в котором клеймит съезд «Амцахара». В частности, ее возмутили слова лидера партии Алхаса Квициния о том, что присутствующие «плывут на лодке в степях Украины»: в этом она увидела готовность «к тому, чтобы у нас в Абхазии произошло то, что происходит на Украине» (?). Автор письма, очевидно, никогда не слышала про слова Рауля Хаджимба, около года назад назвавшего реконструированный стадион, где теперь проходил съезд, «подводной лодкой в степях Украины» (видно, за напоминающие круглые иллюминаторы окна), так что ей и в голову не пришло, что это была такая полемика докладчика с президентом. То есть что-то недослышала, о чем-то не знала и тут же решила, что «амцахаровцы» проговорились – замышляют, мол, Майдан в Сухуме…
В свою очередь, не пойму, зачем Алхасу Квициния понадобилось в своем докладе, пользуясь непроверенными слухами, задавать вопрос властям: а где во время войны был их политический сторонник адвокат Омар Берулава; «Выяснила ли власть, где находился ее протеже в период грузино-абхазской войны, не дезертир ли он, который не выполнил Указ Владислава Ардзинба о всеобщей мобилизации? Не скрывался ли он в Грузии?» Тот тут же выступил по Абхазскому телевидению и подробно рассказал, что находился в рядах защитников Абхазии. Квициния в интернет-публикации ответил ему, что не будет извиняться, потому что ничего не утверждал, а только задавал вопросы.
Вот такие «дебаты».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия