«Наши дети стали разговаривать на осетинском»

На фото: один из основателей организации «Алан-Вакф» Зале Пухаты (слева) и глава осетинской диаспоры в Турции Садретдин Кусаты

Осетинская диаспора Турции насчитывает несколько десятков тысяч человек. Большинство потомков мухаджиров ассимилировались и потеряли связь с исторической родиной. Впрочем, в последние годы многие из них с энтузиазмом знакомятся с обычаями и культурой предков.

Один из основателей организации «Алан-Вакф», создатель первого Музея восковых фигур Турции Зале Пухаты впервые посетила историческую родину в 1989 году, как ей только исполнилось 20 лет. Тяга к корням, интерес к Осетии не давали покоя выпускнице геофизического факультета Университета Анкары. Чуть ли не каждый вечер молодой инженер Зале и ее сверстники – выходцы из осетинских селений Турции, собирались вместе и читали стихи Коста Хетагурова или Темырсолтана Мамсурова. Долгими вечерами Зале внимательно слушала рассказы старейшин – воспоминания о навсегда потерянной родине – Осетии. В один из таких вечеров в 1988 году в доме Пухаты собрались и молодежь, и представители старшего поколения. «В стамбульской квартире Пухаты яблоку было негде упасть», – вспоминает Зале. Тогда и возникла идея основать клуб, где осетины могли бы проводить свой досуг, говорить на родном языке, сохранить традиции и обычаи, которые их предки бережно оберегали на чужбине. Идея молодой девушки была поддержана, и в 1989 году в Стамбуле открылся культурный центр «Алан». Говорит Зале Пухаты:

«Осетины, проживающие в Турции, главным образом стараются сохранить свою национальную идентичность, сберечь те традиции, которые наши предки смогли нам передать. Мы работаем над тем, чтобы молодежь активнее интересовалась историей Осетии, для этого и собираемся в нашем обществе «Алан», учим осетинский язык, танцы, песни. Несколько лет назад мы пригласили из Северной Осетии преподавателя осетинского языка, фольклориста. Она также научила нас национальной хореографии. Наши дети стали разговаривать на осетинском языке. Теперь на свадьбах мы все вместе танцуем «Симд», «Хонгае».

Your browser doesn’t support HTML5

«Наши дети стали разговаривать на осетинском»

Прапрадед Зале Пухаты – Осман Пухаты из горной Санибы отправился в Османскую империю с мухаджирами в 1865 году под руководством генерала Муссы Кундухова. Она вспоминает слова деда о том, что осетины, покинувшие Ирыстон, не стали селиться во внутренних областях Турции, а обосновались вблизи границы с Российской империей – в районе городов Карс и Муш, поскольку задерживаться на турецкой земле не планировали. Со временем переселенцы осознали, что пути назад нет. Тогда старейшины решили основать осетинские селения, надеясь таким образом сберечь этническую идентичность, сохранить язык и обычаи предков – «ирон æгъдау». До 70-х годов XX века осетины компактно проживали в пригородах городов Йозгат, Сивас, Токат, Эрзерум. Впоследствии сельские жители начали переселяться в города. Сейчас основная часть осетинской диаспоры проживает в Анкаре и Стамбуле.

Зале Пухаты часто приезжает в Осетию. Она приехала в Южную Осетию в сентябре этого года на День республики. Цхинвал Зале посещала и два года назад. По ее словам, город заметно преобразился:

«Я два года назад была в Южной Осетии. Тогда у нас было мало времени, всего мы не видели. Когда мы сейчас приехали с делегацией, я очень многое увидела… Очень гостеприимный город, хорошо нас встретили. Мы ходили по улицам и везде разговаривали на осетинском языке. С маленькими детьми мы говорили и радовались, как они нам отвечали по-осетински... Это было прекрасно. Нам понравился концерт, все, кто в нем участвовал. В Южной Осетии была большая война. Мало времени прошло – семь лет, и город восстановили. Новый кинотеатр, новый музей…»

Горный воздух и девственная природа Южной Осетии особенно впечатлили Зале Пухаты. Она уверена, что в Южной Осетии необходимо развивать туризм:

«Когда я первый раз приехала и увидела природу, сразу подумала об этом. Там природа очень красивая и очень хороший воздух, и было бы хорошо развивать там туризм».

Зале Пухаты сама успешная бизнес-леди. Она основатель и владелец первого в Турции Музея восковых фигур. Зале открыла его в 2000-м году в самом высоком небоскребе Стамбула – Сапфире. Скоро в музее будут выставлены и восковые фигуры выдающихся осетин, рассказывает она:

«Когда мы начинали заниматься музеем, было много сложностей. Прежде чем музей обосновался в Сапфире, я организовала 50 выставок в 26 городах Турции. Люди не знали, что представляет собой музей восковых фигур. Сейчас если вы спросите на улице прохожих, они вам расскажут о музее и об экспонатах – в воске отлиты фигуры российских царей, французских императоров, турецких султанов. В музее работают гиды и в течение часа знакомят посетителей с экспозицией. Экскурсии ведутся на арабском, английском, русском и турецком языках. Сейчас я готовлю проект, в котором смогу представить выдающихся осетин. Сейчас ведется работа над скульптурой основоположника осетинской литературы, художника и поэта Коста Хетагурова».

Зале говорит, что связь с исторической родиной позволяет ей не забывать о корнях:

«Вы очень счастливые люди, потому что живете на родной земле. Надо это ценить и любить свой язык и свой народ. Связь с исторической родиной – Осетией должна быть неразрывна, иначе не избежать ассимиляции, нам нужно сохранить свою идентичность и остаться осетинами», – воодушевленно говорит Зале Пухаты.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия