На днях президент Южной Осетии Леонид Тибилов заявил о готовности помочь около 20 семьям, которые изъявили желание вернуться в Ленингорский район. Позитивная, на первый взгляд, информация, по мнению местных экспертов, вызывает множество вопросов.
По словам Леонида Тибилова, он уже удовлетворил обращение жителей Ленингорского района. Президент Южной Осетии подчеркнул, что в республике создаются все условия для возвращения в родные места тех, кто по тем или иным причинам покинул их. При этом Тибилов не уточнил, кто собирается вернуться в Ленингорский район – те, кто уехал в Грузию или в Северную Осетию. Разгадать словесную шараду президента помог источник в администрации Ленингорского района. По словам моего собеседника, «есть желающие вернуться как из Грузии, так и из Российской Федерации», и Тибилов действительно пообещал им в этом помочь.
Прежде чем пообщаться с чиновником, я поинтересовалась в Управлении труда и занятости населения РЮО, способен ли район обеспечить этих людей работой? По словам сотрудников управления, в данный момент документально подтверждена лишь потребность в педагогах. Источник в администрации района с этим не согласен, он также указывает на нехватку врачей и разнорабочих: штукатуров, кафельщиков и т.д. Хотя, по его словам, возвращенцы, скорее всего, займутся возрождением фермерских хозяйств, в чем им будет помогать государство.
Мой второй собеседник, не пожелавший представиться бывший чиновник Ленингорского района, отнесся к этой новости скептически, ведь подобные обращения в больших количествах стали поступать в органы власти сразу после августовской войны. Правда, все возвращенцы выдвигали одни и те же условия: восстановление дома, выдачу кредита.
Your browser doesn’t support HTML5
«Тогда, – говорит он, – возможностей помочь им не было. Сомневаюсь, что они есть у государства сейчас. Да и потом, не понимаю, если они собираются выдавать кредиты на те же фермерские хозяйства этим людям, то почему не помогают тем, кто все это время оставался жить в районе?»
В этом нет логики, поэтому, добавил он, вполне возможно, что возвращение из Северной Осетии может выглядеть так: дадут кредит, построят дом, а потом «переселенцы» исчезнут вместе с деньгами, что уже не раз бывало. С теми, кто хочет вернуться из Грузии, все сложнее, считает бывший чиновник. Они действительно хотят жить в родных местах, но к ним нужен особый подход, хорошее отношение, чего, по его словам, на его памяти никогда не наблюдалось.
Такого рода информация, считает глава медиа-центра «Ир» Ирина Гаглоева, вселяет надежду на возвращение соотечественников. Однако, по ее мнению, учитывая кризис в экономике, отсутствие программ развития, все это выглядит не очень правдоподобно. Говорит Ирина Гаглоева:
«Это приятно, потому что мы все хотим, чтобы люди сюда вернулись. Это однозачно, потому что возвращение сюда наших соотечествнников будет означать надежду на возрождение республики. Дело в том, что кроме экономики существуют какие-то эмоционально-психологические моменты, морально-нравственные и т.д. Вполне возможно, что кому-то надоело жить на чужбине, и они хотят жить на родине. Но, честно говоря, я пока скептически отношусь к этому, пока не увижу своими глазами. Тем более если речь идет о бизнесе. В Ленингорском районе достаточно местных людей, которые никогда никуда не уезжали, которые там прожили честно, добропорядочно, любя свою родину. И, наверное, они бы тоже могли заниматься каким-то бизнесом. Скажу честно, я не очень хорошо знаю ситуацию, но какие-то вещи меня напрягают. Возвращение – это, конечно, хорошо, но вопросы при этом остаются».
Пока не верят в искренность сограждан и сами ленингорцы. Один из жителей района на мой вопрос ответил так: приедут, конечно, возьмут кредит и уедут. Сюда уже столько таких «патриотов» приезжало, что веры им нет. А если человек нормальный, то разве он в такой бардак приедет жить?
Есть свое видение у бывшего главы Ленингорского района Алана Джуссоева, которое он озвучил «Эху Кавказа» по телефону:
«Возвращать людей, несомненно, нужно. Но в первую очередь надо помочь зарабатывать и развиваться тем людям, которые остались там жить. При этом возвращение не должно быть сезонным или спонтанным, для этого необходимо разработать на уровне государства специальную программу, которая могла бы мотивировать этих людей на постоянное проживание в районе».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия