Министр юстиции Грузии Тея Цулукиани сегодня выступила с законодательной инициативой об изменении процедуры допроса свидетелей. Согласно новому законопроекту, в случае отказа от дачи показаний свидетели могут быть допрошены в присутствии магистратного судьи. Эти поправки Минюста вызвали протест со стороны тридцати грузинских НПО, так как они предполагают отсрочку вступления в силу других изменений в законодательство, предусматривающих допрос свидетелей только в ходе судебного заседания.
Поправки в процессуальный кодекс, которые предусматривали допрос свидетелей только в ходе судебного заседания, были приняты парламентом еще в 2009 году. Однако их вступление в силу откладывалось несколько раз, несмотря на протесты представителей неправительственного сектора и оппозиции, происходило это как во времена правления «Нацдвижения», так и после прихода к власти «Грузинской мечты».
В последний раз изменения были «заморожены» в декабре 2013 года. Тогда в правительстве посчитали, что реформа правосудия должным образом не подготовлена и принятие новых правил приведет к снижению эффективности работы следствия. Поэтому до сегодняшнего дня в Грузии действуют процессуальные нормы советского периода, согласно которым допрос свидетелей может производиться сотрудниками прокуратуры в принудительном порядке, а в случае отказа сотрудничать со следствием допускается их уголовное преследование.
Your browser doesn’t support HTML5
Прошло два года, однако риторика членов правительства практически не изменилась. Министр юстиции Тея Цулукиани вновь констатировала, что Минюст не готов к принятию новых правил. В виде компромисса она предложила ввести процедуру досудебного допроса нежелающих давать показания свидетелей в присутствии магистратного судьи:
«В случае если новое правило вступит в силу, мы не сможем защитить общество от преступников. Правоохранительная и судебная системы на сегодняшний день не готовы к упразднению существующего института допроса свидетелей. Мы не можем взять на себя ответственность и принять полностью необдуманную, слепо скопированную с законодательства другой страны норму, которая непременно помешает эффективной борьбе правоохранительной системы с преступностью».
Намерения властей вызвали протест со стороны оппозиции. Несмотря на то что и во времена «Нацдвижения» принятые депутатами нормы так и не вступили в действие, член партии Акакий Минашвили обвинил власти в политическом преследования инакомыслящих:
«Целью Цулукиани является продолжение политики политического преследования и избирательного применения правосудия в отношении оппонентов и бывших госслужащих. Запугивание свидетелей, их шантаж и похищение стали бы невозможными, если бы новые нормы были задействованы. Права свидетелей будут защищены надлежащим образом, если допросы будут проводиться не следователями, а на судебном заседании», – полагает оппозиционер.
С осуждением инициатив Минюста выступили сегодня на пресс-конференции и 30 профильных НПО. Как заявила исполнительный директор «42-й статьи Конституции» Нино Элбакидзе, новые предложения Минюста практически ничего не меняют:
«Минюст занял крайне жесткую позицию, заявив, что или вступят в силу одобренные новые нормы допроса свидетелей, или они будут руководствоваться законодательством прошлого века. По сути, нам предлагают выбор между плохим и очень плохим. Для нас категорически неприемлемы изменения, которые сегодня поступили в парламент».
Неправительственные организации не собираются ограничиваться только заявлениями, было заявлено на пресс-конференции. В случае принятия новых поправок НПО обратятся с коллективным иском в КС.