Аслан Бжания: «Это было моей ошибкой»

Дальнейшие шаги оппозиции Аслан Бжания видит в созыве народного схода и инициировании референдума о недоверии президенту

Сегодня в Общественной палате Республики Абхазия состоялась встреча с представителями Блока оппозиционных сил. Напомню, что почти месяц назад, 3 ноября, я рассказывал о состоявшейся в тот день в ОП встрече с президентом Абхазии Раулем Хаджимба. В дальнейших планах Общественной палаты организовать на своей площадке встречу главы государства с оппозицией, но это уже, видимо, как получится…

А сегодня пришли президент Фонда социально-экономических и политических исследований «Апра» Аслан Бжания и председатель партии «Амцахара» Алхас Квициния. Член Общественной палаты Фируза Капба задала, кстати, в ходе разговора вопрос, почему не приглашена Ирина Агрба, председатель общественной организации «Женщины в политике», также входящей в Блок оппозиционных сил, но секретарь ОП Нателла Акаба пояснила, что персонально никто не приглашался, руководители блока сами решали, кто пойдет в палату.

А в самом начале Нателла Нуриевна обратилась к гостям с вопросом, как они собираются действовать в сложившейся внутриполитической обстановке в Абхазии. Аслан Бжания сказал, что, прежде всего, он хочет поделиться своим мнением о предыстории нынешнего обострения ситуации. Он остановился на событиях 2004 года, когда, проиграв на выборах в октябре, команда Хаджимба, бывшего до того премьер-министром, попыталась сделать все, чтобы их результаты не были признаны. Бжания привел в качестве примера случай, когда в кабинет генпрокурора республики врывались сторонники Хаджимба и угрожали хозяину кабинета оружием. Чтобы не довести дело до гражданской войны, в том году был достигнут компромисс, после которого Багапш был избран президентом, а Хаджимба, шедший в паре с ним, – вице-президентом. После этого Рауль Джумкович трижды проигрывал президентские выборы в Абхазии, но ни разу, в отличие от других кандидатов, не поздравил побеждавшего на них. «Неутолимая жажда власти», по словам Аслана Бжания, его сторонников привела к известным событиям 27 мая 2014 года. И тогда было не «бегство» экс-президента Александра Анкваба, как утверждают его политические оппоненты. Может, кто-то и рассчитывал на то, чтобы назвать его в будущем «Александр Кровавый», но он выбрал добровольную отставку, чтобы уберечь свой народ от братоубийственного столкновения.

Your browser doesn’t support HTML5

Аслан Бжания: «Это было моей ошибкой»

Аслан Бжания попросил раздать всем членам Общественной палаты ксерокопии Соглашения о мерах по достижению национального единства и осуществлению реформ политической системы, подписанного всеми четырьмя кандидатами в президенты накануне выборов 26 августа 2014 года, и высказал убеждение, что ни один пункт этого соглашения действующим президентом Хаджимба не выполнен.

Напомню, что, отвечая на критику в этой связи, прозвучавшую в нынешнем октябре на съезде партии «Амцахара», Рауль Хаджимба сказал, что двое из бывших кандидатов в президенты работают сейчас министрами важных министерств, а третьему, Аслану Бжания, он хотел предложить пост секретаря Совбеза, но потом победила другая точка зрения – назначить на эту должность Героя Абхазии абазина Мухаммеда Килба. И вот как сегодня рассказал о своем взгляде на ту ситуацию Аслан Георгиевич:

«29 сентября 2014 года позвонил мне глава администрации президента… Я об этом никогда публично не говорил… Пригласил прийти повстречаться с президентом. У президента было великолепное настроение. Мне показалось, что он был искренен. Он мне сказал следующее…»

Услышав предложение подумать о посте секретаря Совбеза и встретиться снова после праздника – Дня независимости Абхазии, Аслан Бжания счел себя обязанным посоветоваться со своими политическими единомышленниками:

«Еще раз, дорогие мои друзья, подчеркиваю: я не нуждаюсь в том, чтобы меня трудоустроили. Но это было мной воспринято как политический шаг президента. Конечно же, я собрал часть политсовета партии «Амцахара», кто был на месте, некоторых моих соратников. Мы встретились, я буквально передал им содержание нашего разговора… Хорошо, после праздника, 1 или 2 октября, позвонил глава администрации, и я пришел. Мы встретились. Я буквально успел сказать ему следующее. Господин президент, в лице партии «Амцахара»… Я передал им содержание нашего разговора. Они вам выражают слова благодарности за вашу позицию, которая способствует объединению нашего народа. Вот все, что я успел ему сказать, после чего господин президент говорит мне так: «Аслан, ситуация изменилась. Недавно я назначил замглавы администрации президента человека, и тут такое было, такое было…»

Насколько я понял, речь шла о Дмитрии Шамба, работавшем и при Анквабе и оставшемся сегодня представителем президента в парламенте.

Дальнейшие шаги оппозиции Аслан Бжания видит в созыве народного схода и инициировании референдума о недоверии президенту. Референдум – это конституционная, абсолютно законная форма волеизъявления народа, подчеркнул Бжания.

И он, и Квициния считают, что команда Хаджимба, придя к власти, не выполнила практически ничего из предвыборных обещаний, не предприняла действенных мер по консолидации общества. Залезть в карман крестьянину, заявил Алхас Квициния, чтобы как-то пополнить доходную часть бюджета, – это совсем не открытие новых производств и создание рабочих мест. Рассуждая о сухумской набережной, где в мае прошлого года, как заявляет нынешняя власть, она собрала 22 тысячи своих сторонников, Квициния сказал: «Нам это место тоже нравится».

Многие члены Общественной палаты – Вячеслав Цугба, Надежда Венедиктова, Заур Шалашаа, Руслан Хашиг, Сократ Джинджолия и другие - говорили о том, что надо разорвать замкнутый круг взаимных обвинений и сосредоточиться на конструктивной программе преодоления раскола общества. Член ОП Асида Шакрыл, в частности, высказала мнение, что коль 27 мая 2014 года произошло «насильственное отстранение президента от власти», нынешние оппозиционеры не должны были участвовать в президентских выборах августа того года. Аслан Бжания с этим согласился:

«Да, это была политика компромиссов. Сегодня я публично признаю, что это было неправильно. Не нужно было идти на выборы 2014 года. Я ошибся, не нужно было это делать. А теперь пусть люди, которые сегодня руководят страной, тоже признают свою часть ошибок».

Члены ОП отмечали, что не приемлют радикальных настроений. Общественная палата поддерживает идею конструктивного диалога между оппозицией и властью и готова выступать в качестве посредника.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия