Спикер парламента Анатолий Бибилов заявил 28 ноября, что «вопрос о признании геноцида армян стоит на повестке дня в парламенте республики и вскоре будет вынесен на обсуждение».
Крошечная Южная Осетия, которая последние три десятка лет боролась за выживание в череде войн с Грузией и сопротивлялась репрессивным режимам прежних президентов, может снова столкнуться с экзистенциальной угрозой. При безусловном сочувствии к трагедии армянского народа признание геноцида в свете обострения отношений между Россией и Турцией может иметь для Южной Осетии фатальные последствия. Не нужно быть экспертом, чтобы понимать, что противостояние Москвы и Стамбула может войти в активную военную фазу со следующего сбитого самолета, неважно, он будет российским или турецким.
Пока Россия выдерживает паузу и прибегает к рычагам экономического давления на Турцию, горячие головы призывают к немедленному военному ответу туркам. В воздухе витает нервозность, и вероятность совершения неисправимой ошибки как никогда высока.
По иронии судьбы между этими двумя гигантами лежит миниатюрная Южная Осетия. На взгляд любого здравомыслящего человека, не говоря уже о политике, республике следует осторожно следить за развитием событий и, разумеется, даже косвенно не фигурировать в назревающем конфликте. От Южной Осетии к Турции неполные два часа езды и 149 километров. То есть доехать до турецкой границы на автомобиле можно быстрее, чем до Владикавказа. Ее вооруженные силы состоят из военно-воздушных, военно-морских и сухопутных войск численностью 410 500 человек. Это вторая по мощи страна НАТО после США. И, кстати, нетрудно догадаться, какую позицию в случае российско-турецкого конфликта займет Грузия.
Но вернемся к нашему спикеру. Я не слышал, чтобы официальная Москва или Ереван обращались к Цхинвалу с просьбой признать геноцид армян. В любом случае голос Южной Осетии едва ли будет слышен даже в столице нашего ближайшего союзника и стратегического партнера.
Товарищ спикер (другой формы обращения не могу подобрать), не слишком ли цинично вспоминать о геноциде армян только в свете обострения российско-турецких отношений? Вы уверены в том, что южным осетинам обязательно иметь свое мнение по этому историческому вопросу? Например, от Еревана я никогда не слышал какого-либо комментария о трагической судьбе осетин за последние 100 лет.
Я понимаю, вы, вероятно, с решимостью солдата перед атакой не прочь прокричать в рупор ультимативные заявления, но война в мирное время требует от политика выдержки, хладнокровия и как минимум стратегического мышления хотя бы на несколько шагов вперед. Война в мирное время - это работа искусных и талантливых политиков, которые пытаются не допустить, чтобы словесные баталии вылились в горячий конфликт.
Южной Осетии совсем недавно удалось выпутаться из щупалец грузинского колониализма, выплыть на поверхность и вдохнуть глоток воздуха. Но борьба еще не закончена. И в то время как мы только оправляемся от еще не законченной войны, вы пытаетесь впутать Южную Осетию в комплекс практически неразрешимых противоречий между турками и армянами.
А как же этнические осетины, проживающие в Турции? Им снова эмигрировать в другую страну?
Инстинкт самосохранения мне подсказывает, что руководству Южной Осетии с ее нерешенными демографическими, экономическими и политическими проблемами следует быть крайне осторожным в своих официальных заявлениях. И заниматься надо в первую очередь Южной Осетией, а потом уже третьими странами.
К примеру, можно начать с решения вопроса бесперебойной подачи воды в Цхинвал. Когда вода из-под крана потечет чистая, без песка и привкуса хлорки и не по графику, полагаю, легче будет и с армянским геноцидом разобраться. Или, чтобы яснее представлять геополитическую картину в регионе, можно было бы справиться с бессовестным монополистом, узаконенным грабителем, поставщиком худшего и самого дорогого интернета в мире.
Будем надеяться, что Россия и Турция – страны, тесно переплетенные сотнями исторических, экономических и культурных нитей, найдут общий язык и спокойно решат все свои противоречия. Эрдоган – всего лишь мгновение в истории Турции, и пытаться экстраполировать его действия и поступки на всю страну как минимум негоже официальному лицу любой страны. Это не Турция зарвавшаяся, как позволил себе выразиться товарищ Бибилов, а всего лишь ее президент, с внешней и внутренней политикой которого не согласна почти половина страны.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции