Сегодня завершилась двухдневная встреча министров иностранных дел стран НАТО. Встреча стала исторической – после шестилетней паузы в штаб-квартире альянса было принято решение пополнить ряды НАТО еще одним, 29 по счету государством – Черногорией. Этим решение было продемонстрировано, что двери НАТО действительно открыты для новых членов, и это касается и стран-аспирантов – Боснии и Герцеговины, Грузии и Македонии, говорится в совместном заявлении министров альянса НАТО.
«Двери НАТО открыты, и сегодняшнее решение является тому доказательством», – заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг, стоя рядом с министром иностранных дел Черногории Игорем Лукшичем. 28 стран НАТО согласились пригласить Черногорию стать 29-м членом альянса.
«Сегодняшнее решение показывает, что тяжелая работа над реформами окупается», – отметил Столтенберг, призывая страны-аспиранты – Боснию и Герцеговину, Грузию и Македонию – продолжить прилагать усилия, необходимые для вступления в НАТО.
Более подробная информация о том, чего именно ждут страны альянса от желающих пополнить его ряды, содержится в совместном заявлении по итогам министериала НАТО «О политике открытых дверей». В документе из 14 пунктов четыре посвящены Грузии. В них говорится о прогрессе, достигнутом Грузией на пути в альянс, об участии страны в международных военных миссиях, о том, что НАТО остается верным принципу территориальной целостности Грузии и не признает заключенные Россией договора с регионами Грузии – Абхазией и Южной Осетией.
Your browser doesn’t support HTML5
Эти тезисы уже много лет хорошо знакомы Грузии. Однако в традиционном тексте все же нашлось выражение, привлекшее внимание грузинских журналистов, аккредитованных в штаб-квартире НАТО: «Грузия станет членом НАТО с планом действий по членству (ПДЧ) в качестве неотъемлемого этапа процесса». Корреспонденты решили уточнить у генсека НАТО: «Значит ли это, что без ПДЧ никак?» Дело в том, что министр обороны Грузии Тина Хидашели незадолго до министериала не раз отмечала, что Грузия выполнила все условия и, в принципе, и без ПДЧ может стать членом НАТО. Йенс Столтенберг был краток:
«Мы признаем, что Грузия достигает прогресса. Мы вновь подтверждаем принятые ранее решения, и они включают в себя и требования ПДЧ».
Министр Тина Хидашели сегодня о своих прежних надеждах уже не говорила:
«На фоне усиления России приглашение Черногории в НАТО – это огромное основание для оптимизма стран-аспирантов. Особенно для Грузии, у которой, согласно сегодняшнему заявлению (министериала НАТО), самая высокая оценка в проведении демократических реформ».
Но заверения министра обороны, как прежние, так и сегодняшние, не произвели впечатления на большинство грузинских наблюдателей. Не создавать чрезмерные ожидания в обществе и внимательнее присмотреться к сегодняшнему заявлению министериала советует членам правительства «Грузинской мечты» исполнительный директор Атлантического совета Грузии Георгий Мучаидзе:
«Очень важно то, что сегодня четко было сказано: все зависит от нас. Ключи к дверям НАТО не в Москве, а в Тбилиси. Конечно, не обойтись здесь и без принятия политического и стратегического решения. Тем не менее сегодня дали знать, что в Брюсселе принимают решение по итогам реформ, проведенных Грузией. У нас неправильно интерпретировали заявления НАТО о том, что у Грузии есть все инструменты для членства в альянсе. Там всегда отмечалось, что речь идет об инструментах для подготовки к членству. И очень хорошо, что сегодня внятно дали понять, что без ПДЧ не обойтись. Хорошо, что в заявлении очень четко указаны сферы, которые нуждаются в реформах. Речь идет о сфере безопасности, и не только обороны, о свободе суда и СМИ».
Аналитики напоминают, что и в случае получения ПДЧ Грузию ожидает долгий путь к НАТО. В случае с Черногорией на это ушло шесть лет.