Сегодня Центр по правам человека Грузии выступил с резкой критикой в адрес Министерства по делам беженцев и их расселению. По заявлению правозащитников, власти Грузии необоснованно отказывают в предоставлении убежища гражданам других государств, особенно соседних. В пример они привели два случая – дела гражданина РФ из Ингушетии и азербайджанского оппозиционера.
Азербайджанца Дашгина Агарарли и ингуша Адама Эсмурзиева объединяет одно желание – получить в Грузии статус беженца. Дашгин – член оппозиционной партии «Мусават», на родине ему сначала предъявили обвинение по статье «призыв к свержению законных властей», но потом ее заменили, и теперь Агарарли разыскивается азербайджанскими властями в связи с «уклонением от налогов».
Как и Дашгин, Адам Эсмурзиев тоже боится вернуться на родину – в Ингушетию. По его словам, в 90-е годы прошлого века он воевал против федеральных сил в Чечне. Но это не единственная причина, из-за которой он не возвращается на родину: несколько лет назад он отказался от ислама и принял христианство. Однако всех этих аргументов для Министерства по делам беженцев и их расселению оказалось недостаточно для того, чтобы гражданам из соседних государств предоставить в Грузии убежище, присвоив статус беженца. Отказ ведомства считают необоснованным в Центре по правам человека. По словам юриста Тамар Авалиани, ответ министерства не выдерживает никакой критики:
«Дашгин Агарарли – политический активист, выступает против режима Ильхама Алиева. Его обвиняют по той же статье, которая была предъявлена в свое время Расулу Джафарову и Хадидже Исмайловой. А министерство ему отвечает так: «Несмотря на то, что после вашего возвращения в Азербайджан вы можете подвергнуться политическому гонению, Грузия не считает целесообразным присвоить вам статус беженца».
Your browser doesn’t support HTML5
Возмутительным называет отказ министерства в предоставлении убежища другому просителю – гражданину РФ Адаму Эсмурзиеву – глава Центра по правам человека Алеко Цкитишвили:
«Оказывается, в России права человека не нарушаются, нет конфликтов, и если участник российско-чеченской войны вернется назад, ему не грозит опасность. Однако в докладах международных правозащитных организаций содержится прямо противоположная информация о том, что творится на Северном Кавказе. Министерство не учло и то обстоятельство, что Эсмурзиев женат на грузинке и принял православие. Таким образом, ведомство не учитывает даже интересов своей гражданки».
В Министерстве по делам беженцев и их расселению громкие обвинения, мягко говоря, вызвали недоумение. Глава управления по вопросам предоставления убежища Ираклий Ломидзе заявляет, что ведомство досконально изучило оба случая и участие Эсмурзиева в боевых действиях не подтверждается. Ломидзе продолжает:
«Что же касается вопроса смены вероисповедания, то в случае Эсмурзиева это носит формальный характер. У него нет даже базового знания о христианстве. В случае его возвращения в РФ это никак не будет представлять для него опасность. Мы ведь знаем, что Россия не исламское государство, я понимаю, что речь идет об Ингушетии, но тем не менее. А в случае гражданина Азербайджана, да, министерство было готово предоставить ему статус беженца, но соответствующие органы (спецслужбы) сочли, что это может противоречить интересам страны».
По словам Ираклия Ломидзе, нельзя обобщать два конкретных случая, тем более когда министерство за два года удовлетворило 67% прошений об убежище, тогда как «суммарный показатель стран ЕС по присвоению статуса беженца составляет 46%». Ираклий Ломидзе сообщил, что статус беженца за этот год получил 131 человек.
Но доводы представителя министерства Адам Эсмурзиев не приемлет:
«Пожалуйста, дайте мне статус беженца, документы, просто бумагу, чтобы я мог жить там, где хочу. В Европе люди так не живут, в Европе живут нормально».
Разочарован в стандартах Грузии и другой соискатель убежища – Дашгин Агарарли:
«Я думал, соседняя страна – демократическая страна, здесь бы я был близко (к дому). Министерство беженцев признает, что мое дело – политическое, но не дает убежища потому, что это опасно для меня, и еще – в интересах страны. Я понимаю, это соседние государства, имеют дискуссию, переговоры. Я не исключаю, что тоже стану предметом этих переговоров. Я лично не хочу быть субъектом проблемы между Грузией и Азербайджаном… Но я ждал, конечно, что мне все-таки дадут убежище».
Теперь у Дашгина Агарарли и Адама Эсмурзиева надежда на грузинское правосудие. В Центре по правам человека им помогли обжаловать решение министерства. Судебный процесс назначен на 25 декабря.