Об итогах работы за год, налоге на добавленную стоимость, кредитах и стратегии развития экономики Абхазии рассказал заместитель министра экономики Ахра Аристава.
– Ахра Шотович, в конце года принято подводить итоги. Расскажите о работе, которая была проделана за этот год в Министерстве экономики. Что удалось, а что не удалось сделать?
– Есть определенные успехи, конечно. Мы еще работаем над многими инициативами, в первую очередь законодательными. У нас не было закона, но вот сейчас в первом чтении парламент принял закон «О валютном контроле и валютном регулировании». У нас буквально на днях был реформирован закон «О налоге на добавленную стоимость», так как раньше на импортные товары фактически он применялся частично, брался с добавленной стоимости, сейчас будет с полной стоимости – в соответствии с мировой практикой. В работе над законопроектами практически изначально в рабочих группах присутствуют депутаты парламента.
Что мы не успели – конечно, это законопроекты, касающиеся реформы страхования. Закон «О лизинге», частное государственное партнерство, закон «Об электронном документообороте», закон «Об электронной подписи». У нас есть закон «Об электронной подписи», но он касается только банковской деятельности. Его зону применения надо расширить для того, чтобы обеспечить и прозрачность, и скорость в документообороте, и в первую очередь это будет также способствовать борьбе с коррупцией, чтобы участники экономической деятельности могли получать разрешительные документы быстро и прозрачно. Это очень важно. Буквально сегодня были консультации с депутатами по этому поводу.
Your browser doesn’t support HTML5
Что касается вектора, в первую очередь, экономических реформ, он соответствует подписанному большому договору с Российской Федерацией. У нас огромный туристический поток из России, немного из Белоруссии. В этом году были из Казахстана, из Армении туристы. Поэтому весь вектор экономической политики, таможенной политики будет выстраиваться в соответствии с нашей политикой, участия в процессе евразийской интеграции.
– Ахра Шотович, возвращаясь к проекту закона «О налоге на добавленную стоимость». По проекту предусматривается льгота на реализацию ГСМ. С чем это связано? Например, в других странах ситуация складывается наоборот. И по соглашению по бензину, который будет поступать в Абхазию из России, он будет освобождаться от экспортной пошлины – 4,5-5 рублей за литр бензина. С учетом этого послабления, такое ощущение, и в парламенте об этом говорили, что лоббируются интересы каких-то финансовых организаций или коммерческих фирм, которые занимаются реализацией бензина. Как вы это прокомментируете?
– Совершенно правильно заметили, что налоговая нагрузка на такой высоколиквидный товар, как бензин, в Европе достигает 60%, в России – до 45%. Конечно, у нас она в районе 5%. Это очень мало. Основной аргумент сегодня и главный тезис – это не допустить необоснованного роста цен. Протокол на 2016 год подписан. Министр экономики Адгур Ардзинба выезжал в Москву. Квота по беспошлинному завозу нефтепродуктов из Российской Федерации полностью с российской стороной согласована. Конечно, я с вами соглашусь и со многими депутатами соглашусь, что вопрос, связанный с введением НДС на границе, по нефтепродуктам есть и можно уже в ближайшие месяц-два опять к нему вернуться. Именно из-за этого налога роста цен не будет.
– А, может быть, можно уменьшить цену на бензин – скажем, на 3-4 рубля, что поддержало бы наших граждан?
– Опыт, связанный с мониторингом цен, касаемо НДС привел к однозначному выводу: оттого, что государство не взимает НДС, цена на товары не уменьшается. Все европейские эксперты сходятся в одном: если государство отказывается от налога, это считается подарком для бизнеса. Льгота может применяться, когда, скажем, конкурирующее государство применяет эти меры в качестве демпинга и приоритета для своих национальных производителей и прочих компаний, предоставляющих определенные услуги. Тогда сопредельное государство может также предпринять ответные меры, пользоваться этими инструментами. Но этого здесь мы не видим, поэтому мы не видим причин не взимать НДС на многие категории товаров, включая высоколиквидные. В связи с тем, что нет цифр, которые доказывают, что от этого цена уменьшается, вопрос отложили на один квартал, будет дополнительное обсуждение. Дело в том, что НДС имеет такое свойство: его легко применять, где есть большая конкуренция среди участников хозяйственной деятельности. К сожалению, на рынке нефтепродуктов у нас присутствуют фактически две компании. Это очень опасно, поэтому мы к этому вопросу – и исполнительная власть, и законодательная – относимся крайне осторожно.
– Расскажите о программе кредитования бизнеса. На данный момент, сегодня какова ситуация?
– У нас фактически будет увеличение бюджета. Мы планировали при полной поддержке президента Рауля Джумковича 500 миллионов рублей. Но, к сожалению, мы рассчитали доходную часть бюджета, но из-за льгот на те же нефтепродукты (получается) почти 300 миллионов рублей. Не все льготы определены и по другим категориям товаров, поэтому мы сейчас остановились на цифре 300 миллионов рублей. Источником кредитования может быть инвестиция из бюджета за счет бюджетных средств. Была комиссия по кредитам Национального банка. Задача комиссии была вместе с депутатами определить приоритетность. В следующем году будет такая же схема. Она заложена в программу кредитования. Деньги будут выдаваться через банк. Мы надеемся систему кредитования увеличивать и расширять. Национальный банк дополнительно выделяет 300 миллионов рублей.
– В основном какие отрасли, области будут кредитоваться?
– По деньгам Национального банка в 2015 г. основной упор был на проекты в сельском хозяйстве. В следующем году перечень отраслей экономики, которые будут кредитоваться, мы значительно расширили, включая торговлю. Мы считаем, что в связи со сложившейся ситуацией в регионе и в туристической отрасли в приоритетном порядке, конечно, нам необходимо кредитовать туристическую отрасль.
– Давайте поговорим вообще о стратегии, какая работа ведется, что конкретно уже сделано и какие у вас планы?
– Стратегию развития на днях буквально будет презентовать Центр стратегических исследований при президенте РА. Представитель Министерства экономики тоже участвовал в работе. Наша задача на сегодня, которую поставил перед нами президент, это увеличить бюджет страны в три раза как минимум в ближайшие два года. Увеличить, естественно, экономику, увеличить количество субъектов экономического хозяйствования, вовлечь в экономику как можно больше людей посредством создания необходимых условий. Это в первую очередь кредиты, это лизинг и другие инструменты – для того, чтобы развивались малый и средний бизнес, их доля в экономике значительно увеличилась. И уже на третий год мы сможем говорить о кредитовании выше среднего: по абхазским меркам – крупный, но по евразийским меркам, конечно, это некрупный бизнес. Вы знаете, у нас огромное количество и отелей советских времен, и разноплановых предприятий, при Советском Союзе промышленность была на хорошем уровне. Но для этого, конечно, нужны инвестиции, нужны кредиты. Этого всего достичь можно только за счет либо привлечения средств, либо за счет бюджета и укрепления банковского капитала через бюджет, реинвестиции в экономику в приоритетные отрасли экономики. Та же гостиница «Абхазия», за которую у всех жителей Абхазии душа болит. Там требуются инвестиции как минимум на 50 миллионов евро. Естественно, должны по плану к этому прийти. И все это восстанавливать. Это увеличит приток туристов, это увеличит траты туристов, потому что тогда будут совершенно другие условия.
Мы сегодня что имеем? Мы имеем клиента в 100 долларов в сутки. А мы должны иметь клиента, как в Италии, Испании, Черногории или Греции. Там российский турист в день тратит 300-400 долларов. Но для этого надо создавать условия, расширять перечень услуг. Абхазия во всех энциклопедических справочниках присутствует как курорт, где люди поправляют здоровье. Мы все это должны восстановить. И, естественно, экологически чистые продукты питания. У нас, кстати, представители Института сельского хозяйства уже много лет выезжают в Италию, Голландию, они знакомятся с современными технологиями. Поэтому, я думаю, что мы с этим справимся.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия