В будущем году средств на восстановление жилья не предусмотрено, заявил сегодня в Цхинвале председатель югоосетинского правительства Доменти Кулумбегов. До конца года в Южной Осетии будет построено 19 частных домов, разрушенных во время войны в августе 2008 года. После этого восстанавливать частные дома не будут, поскольку в Инвестпрограмме средств для этого нет.
По словам председателя Государственного комитета информации и печати Южной Осетии Вячеслава Гобозова, есть общее мнение и кураторов, и руководства республики, что программа восстановления разрушенного в результате августовской войны жилья затянулась до неприличия и ее пора заканчивать:
«Какие-то иждивенческие настроения появились на фоне этой программы. Об этом, кстати, говорил сегодня на пресс-коференции премьер-министр. В эту программу восстановления гораздо активнее пытаются попасть как раз те, чье жилье совершенно не пострадало от агрессии 2008 года, таким образом они пытаются решить проблему ветхости своего жилья. Есть такой соблазн: за счет государства отремонтировать дом или получить новый. Тем более что, чем дальше от войны, тем труднее определить, от чего пострадало жилье – от военных действий или чего-то другого. Поэтому, в принципе, надо эту программу заканчивать».
По программе восстановления в 2015 году было предусмотрено строительство 25 частных домов, однако работы были начаты только в 19. В оставшихся шести случаях, говорит Вячеслав Гобозов, есть серьезные основания полагать, что претенденты неправомерно включены в программу восстановления жилья.
Your browser doesn’t support HTML5
По словам Гобозова, с нового года вместо программы восстановления в Цхинвале начнется строительство муниципального жилья, предназначенного для других категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и много лет стоящих в очереди. В 2016-2017 годах планируется построить два новых микрорайона с общей площадью жилья в 30 тысяч квадратных метров. Один на юге Цхинвала, в районе школы №12, второй на севере, неподалеку от российского посольства.
По словам Вячеслава Гобозова, российские партнеры сомневались в обоснованности подобного проекта – в России давно привыкли, что люди решают жилищные проблемы самостоятельно, например, при помощи тех же ипотечных кредитов. На бесплатное или частично оплачиваемое государством жилье в России могут претендовать только отдельные категории граждан – федеральные судьи, сотрудники спецслужб, чиновники высокого ранга и т.д. Иными словами, в России – это вопрос привилегий, но ни в коем случае не социальная программа для широких слоев населения. Поэтому, говорит Вячеслав Гобозов, строительство бесплатного жилья в Южной Осетии – это результат настойчивости президента Тибилова.
По мнению югоосетинского эксперта Роланда Келехсева, руководству Южной Осетии еще не раз придется проявлять настойчивость – коммерческое строительство жилья в республике начнется нескоро, потому что это инвестиции социально-активных людей, которые хотят строиться там, где видят для себя перспективу. Но наиболее активная часть населения, которая готова сама о себе позаботиться, покидает Цхинвал. Встречный поток миграции в Цхинвал – это в основном российские пенсионеры, которые хотят встретить старость на родине, те, у кого не получилось обустроиться в России, жители окрестных деревень, которые не смогли или не захотели обзавестись сельским производством.
В основной своей массе, говорит Роланд Келехсаев, это люди, ориентированные на помощь государства:
«Кто-то приезжает и хочет зацепиться в городе, другие здесь живут уже давно, скитаясь по чужим углам. Если они получат жилье, то привяжутся к городу, к республике и уже не станут никуда уезжать. Т.е. все упирается в то, насколько их заинтересует государство остаться жить на родине. В этом и заключается смысл строительства бесплатного жилья».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия