В украинских и голландских средствах массовой информации всю уходящую неделю разворачивался настоящий детектив, связанный с розыском похищенных 10 лет назад из музея голландского города Хоорн картин. Руководство музея обвиняет украинских националистов в том, что они требуют за полотна крупный выкуп. Представители украинских добровольческих батальонов и партии "Свобода", фигурирующей в расследовании, отрицают причастность к этому делу. В этой истории некоторые наблюдатели увидели и руку Кремля, который таким образом якобы ставит еще одно препятствие на пути Украины в ЕС - 6 апреля 2016 года в Нидерландах должен состояться консультативный референдум о ратификации этой страной соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза.
7 декабря, в понедельник, в городе Хоорн представители Музея Западной Фрисландии, откуда десять лет назад была похищена коллекция живописи 17-18 веков, объявили публично о том, о чем до сих пор знали лишь посвященные в это дело политики и сыщики – что украденные картины находятся на Украине в распоряжении представителей украинских националистов. Многие украинские комментаторы и упоминаемые в расследовании украинские политики и добровольцы восприняли это как удар по репутации Украины и чуть ли не заказ Москвы. Проблема – в соглашении об ассоциации Украины и ЕС. В Голландии, которая первую половину следующего года председательствует в ЕС, вопрос о подписании с Украиной ассоциативного соглашения обсуждается особенно остро с тех пор, как голландской группе евроскептиков удалось собрать несколько сотен тысяч подписей и добиться проведения в королевстве консультативного референдума по Украине. На референдуме, запланированном на 6 апреля, голландцы будут иметь возможность выразить свою поддержку или неодобрение соглашению с Украиной, которое уже было ратифицировано парламентом Нидерландов в июле этого года.
В конце ноября, во время своего визита Нидерланды, президент Украины Петр Порошенко заявил, что подписание соглашения состоится в любом случае. Его горячо поддержал премьер Нидерландов Марк Рютте. "Это важное соглашение, так как нам нужен сильный сосед, способный оказать сопротивление попыткам дестабилизировать регион", - сказал Рютте. Оказалось, что вопрос об украденных картинах президент Украины и нидерландский премьер обсудили уже тогда, правда, за закрытыми дверями. Спустя неделю представители Музея Западной Фрисландии рассказали журналистам, что в попытках сбыта краденых полотен на черном рынке могут быть замешаны бывший глава СБУ Валентин Наливайченко и глава украинской ультраправой партии "Свобода" Олег Тягнибок. По сведениям музея, в настоящее время картины находятся в распоряжении бывшего командира "Организации украинских националистов" ("ОУН") Бориса Гуменюка.
Лица, причастные к хищению картин - схема, показанная журналистам представителями Музея Западной Фрисландии:
В четверг, 10 декабря, привлеченный музеем к этому расследованию нидерландский сыщик Артур Бранд еще раз подтвердил, что украденные из Музея Западной Фрисландии живописные полотна находятся на территории Украины. Теперь уже бывший, как выяснилось, командир добровольческого батальона "ОУН" Борис Гуменюк обвинил Бранда в работе по заказу российского президента Владимира Путина и сказал, что собирается подать на него в суд. Бранд ответил в твиттере: "Жду не дождусь, Борис, но сначала верните картины".
Петр Порошенко, в свою очередь, заявил, что уже отдал распоряжение украинским спецслужбам разобраться с "картинным скандалом", который грозит испортить репутацию Киева в преддверии нидерландского референдума о подписании ассоциативного соглашения между Украиной и ЕС.
Как все начиналось
Фотография одной из пропавших картин с прикрепленной к ней газетой "Украина Молодая" (владелец издания – Михаил Дорошенко, друг и соратник бывшего президента страны Виктора Ющенко) появилась в украинском интернете еще в начале года. Следы картины безрезультатно пытался отследить Интерпол. В итоге музейщики обратились к частному сыщику, специалисту по поиску произведений искусства Артуру Бранду, который еще в мае стал героем всех немецких газет, когда ему удалось обнаружить скульптурные фигуры коней из рейхсканцелярии Гитлера, считавшиеся пропавшими с 1989 года, и еще целый ряд скульптур гитлеровской эпохи.
Бранд утверждает, что ездил на Украину и встречался там с добровольцами-националистами, которые предлагали продать украденные картины нидерландской стороне за 50 миллионов евро, в то время как по оценкам экспертов стоимость коллекции сегодня не превышает 1 миллиона евро – судя по опубликованной в украинском интернете фотографии, картины хранятся в ужасных условиях в свернутом виде и изрядно пострадали. После нескольких встреч с Брандом украинские националисты перестали выходить на связь. По его сведениям, впоследствии картины также предлагались скупщикам из других стран, в частности из Казахстана.
"Позднее из хорошо информированных источников я узнал, что за кулисами за ниточки дергал лидер партии "Свобода" Тягнибок, - сказал Артур Бранд на пресс-конференции. "Также постоянно звучало имя Валентина Наливайченко. Я не могу раскрыть всю информацию, которой располагаю, но связь между крадеными произведениями искусства и СБУ более чем возможна, хотя бы потому что сотрудники спецслужб играли в этом деле какую-то роль".
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин в ответ заявил, что музей "недостаточно активно" выходил на связь с украинскими властями и недостаточно просил местные украинские власти о помощи. В среду в эфире нидерландского радио BNR Артур Бранд опроверг слова украинского министра:
"Нет, министр неправ. Вы должны воспринимать его заявление как адресованное исключительно к собственным согражданам, для внутреннего потребления. Украину сегодня раздирают конфликты, новости о голландских картинах произвели в местных СМИ настоящую бурю. Министр (Нидерландов, по внешней торговле и сотрудничеству - РС) Лилиане Плумен во вторник отвечала на вопросы журналистов в здании парламента и выступила с официальным заявлением на эту тему, где она отметила, что контакт с украинскими властями был с самого начала, на высоком уровне, и что министра Климкина проинформировали еще 9 сентября. 6 октября прошли переговоры представителей посольства Нидерландов на Украине с участием украинского министра иностранных дел. В течение октября и ноября мы передавали украинцам новую информацию". Артур Бранд охарактеризовал заявление Климкина как попытку "оттереть пятно на репутации":
"Мы сейчас оказались в эпицентре политического скандала. Россия сразу использует эту ситуацию, чтобы показать на Украину пальцем и предупредить, мол, посмотрите, с кем вы связываетесь. Украинские журналисты все время нам звонят и спрашивают, я цитирую: "Сколько вам заплатил Путин за то, что вы опубликовали эту историю?" То есть они на полном серьезе считают, что нидерландское посольство, мы в музее и газета "Телехрааф" все получаем зарплату в России, у Путина. Все это - для внутреннего потребления".
Карикатура украинского художника Алексея Кустовского, посвященная "российскому следу" в истории с похищенными из голландского музея картинами:
В украинском посольстве в Гааге говорят, что местонахождение картин им неизвестно и что Киев даже не уверен, действительно ли картины находятся на украинской территории. Артур Бранд категорически не согласен с этими заявлениями:
"Они могут говорить что угодно, но я знаю на 100 процентов, что картины на Украине. У меня в этом нет ни тени сомнения. Посол Украины в Гааге находится под международным давлением - в Нидерландах грядет референдум по ассоциативному соглашению с Украиной, и украинская сторона использует любую возможность, чтобы заявить о своей правоте".
Они могут говорить что угодно, но я знаю на 100 процентов, что картины на Украине
В ответ на запрос нидерландских журналистов в посольстве Украины ответили, что контакты между нидерландскими и украинскими властями действительно имели место, однако без участия посольства в Гааге. "Мы понимаем, что музей отчаянно пытается вернуть украденные картины любым способом, но не одобряем решения музея вступить в прямые переговоры с лицами, у которых сейчас якобы картины находятся, не проинформировав полицию", - пишет пресс-представитель посла Украины. В посольстве также отметили, что не заслужили обвинений в том, что они якобы препятствовали поискам картин и возвращению их в Нидерланды. "Мы сделаем все, чтобы это дело было раскрыто и чтобы доказать нидерландскому обществу, что Украина стоит на стороне правосудия", - говорится в заявлении посольства.
Артур Бранд, отвечая на это заявление, говорит, что из Голландии невозможно проконтролировать, какие конкретные шаги предпринимает украинская сторона для розыска картин:
"Через наших дипломатов мы получаем сведения о том, что работа ведется, по-настоящему, и мы этим сведениям доверяем. Однако недавно мы получили сигнал о том, что картины вновь были предложены иностранным контрабандистам. Если эти полотна вновь будут вывезены куда-то, в том плачевном состоянии, в котором они пребывают, то можно и вовсе поставить на них крест. Вот почему, посовещавшись, мы вместе решили, пока не поздно, через журналистов вынести это дело на публику. За минувшие несколько дней с тех пор, как состоялась пресс-конференция, это пока не принесло ощутимого результата, но новые контакты были. Так что кто знает, может быть, картины удастся вернуть таким способом".
Картины, похищенные в 2005-м году из Музея Западной Фрисландии - фотогалерея:
Реакция украинских националистов и бывшего главы СБУ
Украинские фигуранты этого скандала категорически опровергают свою причастность к похищению картин и указывают на неточности в данных, предоставленных голландской стороной. Так, в конце публикации на сайте музея вместо батальона "ОУН", о котором говорилось на протяжении всей истории, вдруг возникло название добровольческого батальона "Святая Мария". Украинская служба Радио Свобода обратилась в подразделение с вопросом - причастны ли бойцы подразделения к этому делу? Волонтер батальона Виталий Черный отверг такую возможность, но сообщил: фотографии "бойцов батальона ОУН" на схеме, показанной нидерландским музеем - это фотографии из фотопроекта "Добровольцы" и на них действительно бойцы "Святой Марии". Однако разрешения у автора проекта использовать эти фото никто не просил, в итоге эти люди были выданы за тех, кем они не являются – бойцов "ОУН".
"Полным бредом" назвал обнародованную Артуром Брандом информацию о якобы причастности к похищенных картин бывший глава СБУ Валентин Наливайченко. Опровергла в комментарии Радио Свобода причастность к скандалу Олега Тягнибока его пресс-секретарь Кристина Равлюк. "У нас возникает вопрос: сколько килограммов марихуаны заплатили российские спецслужбы за распространение этого бреда и ахинеи. Единственное, что хочется сказать, что это - абсолютная ложь, - подчеркнула она. - Это - очередной информационный "вброс", к которым "Свобода" уже имеет определенный иммунитет".
Опровергают причастность своих бойцов к скандалу и в добровольческом батальоне "ОУН". Его командир Николай Кохановский сказал Радио Свобода, что узнал об истории с нидерландскими полотнами от журналистов. По его словам, батальон воевал, а "мошенничеством" занимался Борис Гуменюк и небольшое количество людей из его окружения. "Они ушли из батальона: сначала - 4 человека, а в конце концов - не более 10 человек", - сказал Кохановский о лицах, с которыми, по его словам, в свое время имел идейные разногласия и которые сейчас воюют в Донбассе в составе другого украинского военного подразделения.
Сам Борис Гуменюк тоже опровергает обвинения в свой адрес и добавляет, что в марте батальон прекратил свое существование, поэтому Николая Кохановского он - как и Кохановский Гуменюка - называет "бывшим командиром". В то же время Борис Гуменюк подтвердил, что обращался в посольство Нидерландов в Киеве по поводу пропавших полотен и действительно знаком с Артуром Брандом, но никаких денег, по его словам, он ни у кого не вымогал:
"Летом 2014 вдоль линии соприкосновения нарастала информация из анонимных источников, в одном из домов в пригороде Донецка, на подконтрольной "ДНР" территории обнаружили коллекцию живописи, которая может иметь большую художественную ценность, - рассказал Гуменюк в беседе с Радио Свобода. - Только этим летом поступила информация, что это может быть коллекция, которая была 10 лет назад украдена с одного из музеев в Голландии. Когда я получил эту информацию, я считал и считаю до сих пор, что я должен был поступить единственно правильно: проинформировать об этом голландское посольство".
Борис Гуменюк говорит, что встречался с сотрудниками посольства и рассказал им слухи о похищенной коллекции, которая может быть на территории Украины. Через месяц после этого разговора, в августе, по версии Гуменюка, на него вышел Артур Бранд, который якобы настаивал на неофициальной встрече вне стен посольства. На этой встрече Бранд якобы сообщил, что нидерландская сторона готова заплатить 50 000 евро тем, кто сможет доставить полотна на подконтрольную Украине территорию с последующим возвращением их в Нидерланды.
Бранд якобы сообщил, что нидерландская сторона готова заплатить 50 000 евро тем, кто сможет доставить полотна на подконтрольную Украине территорию с последующим возвращением их в Нидерланды
Борис Гуменюк отметил, что согласился передать эту информацию тем, кто мог иметь какие-то связи с людьми, причастными к содержанию коллекции в Донбассе. Однако, по версии бывшего заместителя комбата "ОУН", в дальнейшем Бранд только раз вышел на связь через переводчика и в ультимативной форме требовал вернуть коллекцию. "Он через моего переводчика буквально поставил ультиматум: скажи Гуменюку, пусть до 10 сентября вернет коллекцию, иначе будут проблемы с Интерполом", - утверждает Борис Гуменюк.
На этом, по версии Гуменюка, его общение с нидерландской стороной прекратилось. Свою причастность к содержанию коллекции или вымогательства за ее возвращение денег Борис Гуменюк категорически отвергает.
В Министерстве внутренних дел Украины пока воздерживаются от подробных комментариев на эту тему. Глава ведомства Арсен Аваков лишь заявил во вторник, что МВД находится на контакте с нидерландской стороной: "Нам известен факт, что на одной из дач под Донецком группа людей обнаружила коллекцию, которую идентифицируют как ту, что может иметь отношение к исчезнувшей из нидерландского музея коллекции. Нам также известно, что есть вероятность того, что коллекцию пытаются продать на черном рынке".
Среди украденных в 2005 году 24 полотен были работы кисти Яна ван Гойена, Якоба Вабена, Маттиаса Витхоса, Яна Класа Ритсхофа, Яна Линсена и Германа Генстенбурга. Похитители также унесли 70 предметов из серебра – столовых приборов и церковной утвари.
По одной из версий дом, в котором были найдены картины, принадлежал кому-то из приближенных к бывшему президенту Украины Виктору Януковичу. Несколько картин известных художников, предположительно были вывезены самим Януковичем из резиденции "Межигорье" после победы Майдана – это полотна Айвазовского, Пикассо и Шишкина. Впрочем, проверить их подлинность вряд ли возможно, поскольку увидеть эти картины искусствоведы и эксперты могли только на видеозаписях камер наблюдения, попавших в распоряжение активистов Майдана вскоре после бегства Януковича в Донецк и затем – в Россию.
Можно вспомнить и о том, что история с картинами – не первый скандал с участием Нидерландов, Украины и России, связанный с перемещенными произведениями искусства. До сих пор не окончено судебное разбирательство об экспонатах выставки "Золото скифов" из Крыма, которые выставлялись в амстердамском музее Алларда Пирсона в момент аннексии полуострова Россией. Москва настаивает на немедленном возвращении экспонатов в Крым, Киев утверждает, что они должны быть переданы Украине.
Левко Стек, Алена Ремовская