Гиви Валиев: «Предела совершенству нет»

Недавно Гиви Валиев выступил и в роли режиссера: его дебютный спектакль «Прощай, овраг!» стал обладателем главного приза фестиваля национальных театров «Сцена без границ»

Гиви Валиев – народный артист Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Он широко известен северокавказскому зрителю как яркий, талантливый артист. Недавно Валиев выступил и в роли режиссера. Его дебютный спектакль «Прощай, овраг!» стал обладателем главного приза VII международного фестиваля национальных театров «Сцена без границ». Мой звонок застал Гиви Валиева в ГИТИСе. У режиссера-дебютанта сейчас сессия. Отвечая на вопрос, доволен ли он тем, что его спектакль был признан жюри фестиваля лучшим, отвечает: «Предела совершенству нет».

Гиви Валиев: Осознание режиссуры приходит с возрастом. И возраст, и общество, в котором живешь, говорят тебе, куда надо двигаться. Спектакли, сыгранные мной, актерский опыт велели мне двигаться в режиссуру. Как творческая личность может себя реализовать в режиссуре либо актерской деятельности, где больше свободы для реализации?

Актер может себя реализовать на сцене. Если у него хороший режиссер, то он счастлив и никогда не полезет в режиссуру, потому что изначально любимой профессией бывает актерство. Актер на сцене – это Бог. Но когда у актера нет сильного режиссера рядом, то он беззащитен.

Режиссура интересна тем, что ты можешь творить вокруг себя. Это как разбросать игрушки, и потом ты идешь играть. Собираешь, собираешь конструкцию и ты понимаешь, что этот продукт по хлопку или по сигналу в театре начинает работать, и ты счастлив. Просто счастлив! Вот что режиссура для меня на сегодняшний день. Я очень увлекся режиссурой, очень увлекся, не знаю, к чему это меня приведет…

Жанна Тарханова: Как в вас уживаются актер и режиссер, пытаетесь решить для себя эту дилемму?

Г.В.: Нет, я не хочу делать какой-то выбор. Надо заставить эти две страсти друг друга полюбить. Надо научиться. Если ты режиссер, ты – диктатор, но когда ты актер, ты должен принимать, что говорит режиссер. И если в себе это победить, то эти две профессии могут в тебе очень друг друга полюбить, друг друга ненавидящие, они уживутся.

Ж.Т.: Ваш режиссерский дебют принес вам победу на фестивале «Сцена без границ». Что дальше, какие перспективы?

Г.В.: Спектакль «Прощай, овраг!» стал лауреатом фестиваля, это не только победа режиссера, а всей постановочной части… Над чем я сейчас работаю? 27 ноября у меня была премьера в Дигорском драматическом театре, я поставил спектакль по Жану Аную «Генералы в юбках». Это моя третья работа наряду со спектаклями «Прощай, овраг!» и «Кровавая свадьба». В феврале я приступаю к постановке в Русском академическом театре им. Е. Вахтангова по Жану Аную «Бал воров», есть договоренность с Владимиром Уваровым. В Северо-Осетинском академическом театре им. В. Тхапсаева я в сентябре приступаю к «Кавказскому меловому кругу». С Казбеком Губиевым мы договорились. Сейчас я нахожусь в ГИТИСе, у меня постановка по пьесе Николая Островского «Лес», мы задействованы все – и режиссеры и актеры.

Ж.Т.: Каким бы вы хотели видеть осетинский театр?

Г.В.: Я хотел бы, чтобы были лучшие постановки, чтобы чаще выезжали на гастроли, чтобы спектакли были интереснее, вот чего бы я хотел.

Ж.Т.: Скажите, в репертуаре должна преобладать осетинская национальная тематика или следует чаще обращаться к мировой классике?

Г.В.: Осетинский театр всегда славился тем, что на сцене всегда были представлены произведения мировой классической литературы, и до сих пор есть. Это трагедия «Ромео и Джульетта» в постановке Тамерлана Дзудцова, у нас есть и спектакли осетинских классиков, есть спектакли «Богатый дом», «Черная бурка» и национальные комедии. Осетинский театр не должен себя ограничивать в драматургии – только национальной или только классической. Должен быть синтез всего. Театр не должен быть ограничен в чем-то. Театр должен развиваться. Он должен ставить современную драматургию, национальную драматургию, классическую драматургию, потому что надо угождать каждому зрителю и думать об актерах.

Ж.Т.: Насколько глубоко ощущается отсутствие режиссеров харизматичных, способных увлечь зрителя? Проходные комедии – это хорошо, но, может, через осетинскую речь, звучащую с театральной сцены, стоит пробудить национальное самосознание осетин?

Г.В.: Харизматичность – это не главное для режиссера, главное – это смелость. Режиссер должен очень остро чувствовать время и очень остро чувствовать проблему. У Гарсиа Лорки – моего любимого поэта, есть очень важная фраза: «Театр может быть тем организмом, который в считанные годы может поднять общий дух целого народа, и также увечный театр может растлить и погубить нацию». Нужен режиссер, который остро чувствует проблему осетинского народа, остро чувствует, и смело будет ставить. Необходимо говорить со сцены то, что есть. И тогда, поверьте мне, люди пойдут в театр. Поверьте, на сцене осетинского театра блистали такие глыбы, как Соломон Таутиев, Владимир Тхапсаев, Федор Калагов. Но их успех не был бы возможным, если бы не было таких режиссеров, как Зариффа Бритаева, Георгий Хугаев. Это были мастера, которые смело бросались в драматургию, в проблему. Надо смело идти вперед. Комедии тоже нужны, это хорошая касса, но комедии должны быть очень качественные, потому что публику воспитывает театр…

Вот на фестиваль приехал мой мастер Михаил Захарович Левитин – художественный руководитель театра «Эрмитаж», народный артист, поэт, режиссер. Приехал к своему студенту поддержать его и посмотреть его спектакль. Не каждый человек такого уровня может так поступить. Я очень благодарен Михаилу Захаровичу. Он затем рассказывал в Москве, приводил нашу труппу в пример, что в провинциальном городе есть такой театр и такие потрясающие артисты, у нас реально очень сильные артисты. Ну как можно говорить про Битарова Сашу, что он не сильный. Или про Албегова Алана, Сугаева Казика, Фидарова Альберта, Сурена Хугаева, Дзамболата Царгасова, Сослана Цаллагова, Жанну Габуеву, Нелли Хубаеву, Залину Малкарову. Это сильные, мощные актеры. Но ушел из жизни режиссер Георгий Хугаев, и уже их актерская жизнь, увы, лишена такого режиссера. Я желаю, чтобы символами эпохи становились ... Ведь что такое символ? Это человек. Рассуждая об осетинском театре…

Знаешь, пьеса «Гамлет» была бы актуальна сегодня ожиданием такого человека, как Гамлет, чтобы пришел в режиссуру такой человек, как Гамлет. Когда люди искусства, находящиеся в театре, начнут служить театру, – не режиссеру, не актеру, не драматургу, а служить именно Его величеству театру.