В воскресенье в Тбилиси прибыл первый поезд, следующий из Китая по «Новому шелковому пути». Контейнерный груз далее был отправлен в грузинский порт Поти, откуда он уже морским путем попадет в Турцию, а потом – опять по железной дороге – в Европу. Таким образом происходит «обкатка» первого наземного транзитного коридора из Китая в Европу в обход России.
Идея «Нового шелкового пути» принадлежит Китаю. Два года назад он начал переговорный процесс со всеми заинтересованными странами – в частности, с Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией.
Прибытие первого транзитного поезда в Грузию ждали с нетерпением. На самом деле свой путь груз начал даже не в Китае, а в Южной Корее. Контейнеры пересекли территорию Поднебесной и Казахстана, потом были погружены на паром и через Каспий прибыли в Азербайджан, откуда далее опять по ЖД проследовали в Грузию. Второй морской участок пути – из грузинских портов Поти и Батуми – будет функционировать до завершения строительства линии железнодорожного сообщения между Грузией и Турцией (она будет достроена в 2016 году).
На торжественной церемонии встречи железнодорожного состава премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что доставка грузов с тихоокеанского побережья в Европу по «Новому шелковому пути» отныне займет две недели вместо полутора месяцев. Это значительно быстрее морского маршрута, на который уходило 40-45 дней, сказал премьер.
Your browser doesn’t support HTML5
«Шелковый путь является самым коротким и дешевым маршрутом из Китая в Европу. Наша страна находится на этом пути. История предоставляет нам уникальный шанс стать одним из участников глобальных экономических процессов», – заявил Гарибашвили.
По словам политолога Важи Беридзе, динамично растущий Китай крайне заинтересован в ускорении и диверсификации путей доставки своей продукции на рынки Европы. Особенно важен этот проект на фоне охлаждения взаимоотношений между Западом и Россией:
«Российский маршрут однозначно не является положительным явлением для Китая, так как страны Европы не видят в России благонадежного партнера, который зачастую использует экономические рычаги в геополитических целях. Поэтому восстановление кратчайшего исторического маршрута находится в полном соответствии с китайскими интересами. К тому же экономическая заинтересованность стран, находящихся на транзитном пути, значительно выше, чем у России, которая настороженно относится к растущей экономической мощи Китая», – заявил Важа Беридзе.
Завтра должен быть выбран один из двух претендентов на строительство глубоководного порта в Анаклии на западе Грузии. Но обе подавшие заявки компании – из Китая. Появление глубоководного порта существенно увеличит пропускную способность «Нового шелкового пути». Об этом заявил экономический эксперт Иосиф Арчвадзе:
«Разумеется, страны Европы и Китай предпочитают иметь более сговорчивых транзитных партнеров, чем Россия. Преференции Грузии в этом вопросе очевидны: вдобавок к выгодам для Грузинской железной дороги добавится заинтересованность могущественных стран в соблюдении экономической и политической стабильности и безопасности Грузии, как одной из звеньев нового пути. Разумеется, этот фактор будет способствовать инвестиционной привлекательности Грузии, которая остро нуждается в дополнительных валютных поступлениях. В конечном итоге появится и заинтересованность сторон в расширении транзитного коридора. Думаю, ни у кого не возникнет сомнений, что Китай, как один из лидеров мировой строительной индустрии, с успехом реализует и этот проект», – заявил Иосиф Арчвадзе.
Параллельно с началом функционирования «Нового шелкового пути» близятся к завершению и переговоры между Китаем и Грузией о режиме свободной торговли. В случае их успешного исхода, Грузия станет третьей европейской страной после Норвегии и Швейцарии, которая получит возможность без пошлин поставлять свою продукцию на рынки Китая.