Насколько эффективно Грузия выполняет обязательства, взятые на себя в рамках договора об ассоциированном членстве с Евросоюзом? Мониторинг действий властей осуществила коалиция неправительственных организаций при поддержке фонда «Открытое общество – Грузия».
В ходе мониторинга, который включает период с сентября 2014-го по сентябрь уходящего года, были изучены шесть основных направлений. Это судебная система, антикоррупционная, административная реформы, борьба с пытками, трудовые права, вопросы равноправия и права детей. Основываясь на данных исследования, можно сказать, что меньше всего внимания власти уделяют детям. Такие серьезные проблемы, как принуждение к труду и положение детей с ограниченными возможностями, фактически проигнорированы правительством, считает Анна Арганашвили, которая представляет «Партнерство за права человека». Более того, она говорит, что за последние годы это первая дискуссия такого масштаба на эту тему.
Первым препятствием на пути к защите прав детей она считает практически полное отсутствие какой-либо статистики. На сегодняшний день, например, никто не знает, сколько именно детей вынуждены попрошайничать на улицах. И эту проблему, говорит Арганашвили, не следует рассматривать лишь в социальном ключе:
Your browser doesn’t support HTML5
«На самом деле дети находятся на улицах не только потому, что их семьи в тяжелом социальном положении. Очень часто они вовлечены в преступную деятельность, за которой стоят люди, движимые корыстными целями. Сегодня впервые представители Минюста согласились с той частью нашего доклада, в которой мы говорим о том, что эту проблему следует рассматривать как борьбу с насилием над людьми. Но в первую очередь нам необходимо оценить масштаб проблемы и уже потом думать над каким-то планом. Ведь если, например, в плане у властей сказано, что они работают над 400 детьми, вовлеченными в попрошайничество, мы-то знаем и видим, что таких детей намного больше. Разница между тем, что пишется в документах, и реальностью очень большая».
Власти гордятся реформой, проведенной в отношении крупных детских домов – пару лет назад они были практически повсеместно упразднены. Однако, говорит Арганашвили, они умалчивают о том, что в ходе этой реформы несколько тысяч детей были определены в приюты, функционирующие при различных религиозных конфессиях. Туда, говорит правозащитница, не допускаются соцработники, соответственно, никто доподлинно не знает, что там происходит.
«Для того чтобы это не отразилось на имидже реформы, в рамках которой были упразднены крупные детские дома, правительство умалчивает о судьбе детей, оказавшихся вне системы. Детские дома, функционирующие при различных религиозных конфессиях, не регистрируются – находятся вне закона. Соцработники туда не ходят и не защищают детей от возможного насилия. О тяжелом положении в этих детдомах говорит и Народный защитник, но правительство полностью игнорирует эту проблему».
Впрочем, в других направлениях, изученных в рамках мониторинга, наблюдается и определенный прогресс, говорит представитель фонда «Открытое общество – Грузия» Вано Чхиквадзе. Так, например, пытки и негуманное обращение с заключенными и задержанными перестали быть системной проблемой в стране. Была проведена эффективная работа и в рамках реформы госслужбы, говорит он. Словом, много позитивных шагов уже было предпринято, но еще больше предстоит сделать в будущем.
И, наконец, последнее: Чхиквадзе считает, что в процессе выполнения условий договора парламент практически не участвует. Он говорит, что на пленарных заседаниях парламентарии ни разу не выслушали и не дали оценку действиям представителей исполнительной власти по выполнению этих условий.