С 1 января следующего года земельные участки, не прошедшие регистрацию в публичном реестре Грузии, будут переданы государству. Как пояснил министр экономики Дмитрий Кумсишвили, в стране до сих пор не существует полноценной электронной базы земельного фонда, большая часть земли не имеет официальных собственников. Государство решило изменить ситуацию в корне. В течение года можно будет обратиться в реестр, чтобы вернуть землю – в течение этого периода будет действовать мораторий на приватизацию изъятых земель.
Разработанные правительством поправки уже поступили на рассмотрение в парламент. По словам министра экономики Дмитрия Кумсишвили, в Грузии близится к завершению всеобщая инвентаризация земель, стартовавшая летом 2013 года. Уже измерено количество пахотных земель – 250 тысяч гектаров. Однако земельный кадастр так и не создан. По ряду причин участки земли до сих пор не регистрированы в публичном реестре, что мешает формированию рынка земли, пояснил министр:
«Мы планируем на один год заморозить приватизацию выявленных в процессе инвентаризации земель, которые не регистрированы в публичном реестре. В течение этого периода мы осуществим сбор информации по правам собственников конкретных земельных участков. Однако и после этого ограничение останется в силе, если претендент предоставит документы, требующие дополнительного изучения».
«Мы должны знать земельный фонд, которым располагает страна», – резюмировал министр.
Your browser doesn’t support HTML5
По грузинскому законодательству, продажа имущества, незарегистрированного в публичном реестре, запрещена. Однако большая часть обрабатываемых населением земель в публичном реестре не зарегистрирована. Профессор Паата Когуашвили поясняет, почему так получилось:
«К примеру, в высокогорной Аджарии населению официально не принадлежит земля, обрабатываемая ими в течение столетий. Тогдашний фактический правитель Аджарской автономии Аслан Абашидзе не проводил земельной реформы. Михаил Саакашвили хотя и допустил право на регистрацию земли, но стоимость самих процедур превышала все разумные пределы. К примеру, регистрация восьми земельных участков общей площадью один гектар могло обойтись владельцу в несколько тысяч лари. Аналогичная ситуация была и в других регионах Грузии, где не регистрированы 70% земельных наделов. Именно в этом и состоит задумка властей – передать за символическую цену собственникам те земли, которые принадлежат им исторически, на основании свидетельств очевидцев. Именно для этих целей нужен определенный период, чтобы дальнейшая приватизация проводилась справедливо. Земля должна обрести своих хозяев», – убежден Паата Когуашвили.
По словам экономиста Иосифа Арчвадзе, формирование рынка земли может обеспечить привлечение дополнительных инвестиций в сельское хозяйство:
«Землепользование и сельское хозяйство в Грузии находятся не то что на уровне прошлого, но и XIX века. Необходимо инвестирование средств не только в обработку земель, но и в человеческий капитал, уровень аграрных знаний которого демонстрирует эпохальное отставание. Поэтому власти должны поступить так, как поступили в начале 90-х годов, когда в качестве доброй воли безвозмездно передали весь жилой фонд проживающим в нем людям. Аналогично надо поступить с землей – большинству населения села не по карману дорогостоящие процедуры регистрации земли».
Несмотря на положительные стороны проекта, у большинства специалистов остаются вопросы к срокам, отведенным на регистрацию земли. Вряд ли этот процесс можно закончить за год, по всей видимости, власти будут вынуждены продлить мораторий, полагают эксперты.