В Абхазии – очередное обострение «долгоиграющего» внутрицерковного конфликта. Инспирировано оно было как попыткой со стороны светской власти способствовать его разрешению, так и начавшейся в СМИ, причем российских, полемики по церковному вопросу.
Полемика началась несколько раньше. 15 декабря было опубликовано интервью экс-президента Абхазии Александра Анкваба, которое он дал в Москве своему постоянному собеседнику в прессе члену Союза писателей России Игорю Ленскому. В нем Анкваб весьма резко откликается на два интервью иерея Виссариона (Аплиаа) о ситуации в Абхазской православной церкви («Независимая газета», 2 декабря 2015 и сайт «Абхаз-авто», 11 декабря 2015). В своих откровениях, по словам Ленского, о. Виссарион возлагает на прежние власти республики ответственность за создание в 2011 году Священной Митрополии Абхазии. Комментируя это, Александр Анкваб сказал:
«Церковный конфликт возник не в 2011-2012 годах, как ложно утверждает Виссарион, а как минимум лет 10 назад. Еще в 2004 году я впервые услышал о недружественных отношениях между Виссарионом и молодыми священниками. Для многих не секрет, что дело не ограничивалось разногласиями, не раз доходило и до громких скандалов... Налицо межличностный конфликт молодых, образованных и амбициозных против опытных, с большим жизненным багажом, определенными заслугами перед обществом служителей Абхазской православной церкви. Конфликт, переросший в схватку за церковную власть».
Your browser doesn’t support HTML5
Отвечая на обвинения со стороны о. Виссариона, Анкваб заявил, что никак не мог поддерживать священников «на пути к расколу». Более того, он теперь уверен: оказанная молодым священнослужителям поддержка в создании СМА со стороны известных общественно-политических деятелей была связана не с заботой об Абхазской церкви, а основывалась на оппозиционности к правительству Анкваба, что подтверждалось и присутствием молодых церковнослужителей на митингах оппозиции…
На это интервью экс-президента откликнулся уже архимандрит Дорофей (Дбар), представляющий другую сторону церковного конфликта в Абхазии – СМА. Прежде всего, он напомнил, что Священная Митрополия Абхазии образовалась в силу конкретных обстоятельств, о которых сейчас «никто не хочет вспоминать»: из-за замены настоятеля Новоафонского монастыря о. Андрея (Ампара) на игумена Ефрема Виноградова, в которой самое активное участие принимал о. Виссарион.
«Ваш покорный слуга, – пишет о. Дорофей, – в то время писал диссертацию в Греции, жил и работал там и не собирался вообще возвращаться в Абхазию. Но когда я посмотрел в интернете прямой эфир по АГТРК, где 17 священников во главе с о. Виссарионом вовсю ругали о. Андрея, я, как и любой другой нормальный человек, решил заступиться за него и помочь ему».
Все наши политики, написал также архимандрит, пытаются придать «абхазскому церковному вопросу окраску личностных отношений между абхазскими священниками».
На форуме сайта «Абхаз авто» разгорелось бурное обсуждение этого текста, было более ста комментариев. Как я и предполагал, негативную реакцию вызвала фраза, что он «не собирался вообще возвращаться в Абхазию» (патриотам это не могло не резануть слух). Вызвало удивление и отрицание межличностного фактора в церковном конфликте…
А уже на следующий день, 18 декабря, состоялась встреча президента Абхазии Рауля Хаджимба с председателем церковного Совета Пицундско-Сухумской епархии иереем Виссарионом (Аплиаа) и председателем Совета СМА архимандритом Дорофеем (Дбаром), посвященная разрешению абхазской церковной проблемы. О ее ходе можно судить по опубликованному вчера заявлению Совета СМА. Президентом на встрече было подчеркнуто, что на территории Абхазии может существовать только один институт Абхазской православной церкви, поэтому необходимо объединение двух ныне действующих православных церковных организаций. О. Виссарион условием объединения назвал упразднение СМА, переход ее духовенства в состав Пицундско-Сухумской епархии и поездку его и о. Дорофея в Московскую Патриархию для разрешения вопроса дальнейшего священнослужения последнего. Президент поддержал это предложение и гарантировал, что в таком случае монастырь в Новом Афоне будет оставлен «за архимандритом Дорофеем».
Архимандрит категорически отказался от данной формы объединения, назвав несколько причин и, в частности, ту, что упразднение СМА невозможно без решения нового Церковно-Народного собрания и учета мнения всех людей, избравших Совет СМА и его председателя. Вместо этого он предложил свой вариант объединения: поскольку в Православной Церкви объединение подразумевает сослужение и общение через единую Чашу Евхаристии, начать совместные богослужения духовенства Пицундско-Сухумской епархии и Священной Митрополии Абхазии. О. Виссарион отверг это, основываясь на запрете о. Дорофея, который в свое время рукополагался в Русской православной церкви, «священноначалием РПЦ в священнослужении». Президент к завершению встречи, с учетом позиции руководителя СМА архимандрита Дорофея, обещал «принять соответствующие действия».
Совет СМА выразил в связи с этим озабоченность…
Мне кажется, было очень наивно надеяться, что кто-то на этой встрече предложит такой «компромисс», который устроил бы и другую сторону. Но, как рассуждают интернет-форумчане, если светские власти, многие представители которых, будучи в оппозиции, действительно поддерживали создание Священной Митрополии Абхазии, сейчас, под давлением РПЦ, пойдут на меры по «выдворению» СМА из монастыря, это вызовет крайнее обострение общественно-политической обстановки в Новом Афоне и во всей Абхазии, что невыгодно никакой власти.
Выскажу мысль, которая многим покажется крамольной. Раскол (и в церковной жизни, и в жизни, скажем, писательского сообщества Абхазии, который тоже продолжается) – это, конечно, плохо. Но не раз приходилось убеждаться в том, что автономное существование двух организаций вместо одной – все же далеко не худший вариант развития событий. Ибо борьба за «мир» может быть такой, что камня на камне не останется.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия