75-летний рубеж «Маленького джигита»

Ансамбль народного танца «Маленький джигит» был создан в далеком 1939 году. В коллектив отбирали самых талантливых и одаренных детей Северной Осетии

В Северной Осетии чествовали легендарный детский ансамбль «Маленький джигит». Он был основан в 1939 году и перешагнул 75-летний рубеж. Один из самых известных детских танцевальных коллективов России, победитель многих российских и международных фестивалей подготовил к юбилею специальную программу. В репертуаре ансамбля уникальные постановки танцев народов Кавказа.

Вот уже 55 лет ансамблем «Маленький джигит» руководит заслуженный работник культуры России и республики Северная Осетия-Алания Таймураз Кокаев. Он пришел в танцевальный коллектив еще ребенком, а в 1961 году студента хореографического училища пригласили работать в «Маленький джигит». За выступлением своих воспитанников он наблюдает из ложи, пристально отслеживая каждый поворот, наклон, движение рук. Поздравить маэстро пришли представители всех поколений ансамбля. Наш разговор с Кокаевым то и дело прерывают многочисленные поклонники, эмоционально выражающие восторг. На мой вопрос, в чем состоит магия осетинского танца, Таймураз Кокаев, смущаясь, отвечает:

«Я вне осетинского искусства и национальной хореографии никогда не был, и мне трудно это сравнить с чем-то. Я с 1954 года начал танцевать, мне было 13 лет. Вот с тех лет я занимаюсь танцем. В чем секрет танца? Это душа, когда ты свои мысли выражаешь свободно движением».

Ансамбль народного танца «Маленький джигит» был создан в далеком 1939 году по личному распоряжению председателя Совета народных комиссаров Северо-Осетинской АССР Кубади Кулова. На это было выделено 100 тысяч рублей. Первоначально детей обучали пению и танцам, но постепенно хор и ансамбль стали работать раздельно. В коллектив отбирали самых талантливых и одаренных детей Северной Осетии.

Your browser doesn’t support HTML5

75-летний рубеж «Маленького джигита»

За время существования ансамбля через него прошло более 10 тысяч детей, многие из них стали профессиональными танцорами. Выпускники «Маленького джигита» работали в таких прославленных коллективах, как «Алан», «Иристон», «Горец», «Вайнах».

На юбилей родного коллектива сегодня пришел 91-летний владикавказец Алексей Бучукури. В далеком 1940-м он юным мальчишкой пел в хоре. Коллектив готовился к гастролям в Москве, но в поездку брали только танцоров. 16-летний Бучукури отчаянно пытался поехать в столицу, и его неожиданно включили в состав танцевального коллектива. Однако Москву молодой артист так и не увидел. Вспоминает Алексей Бучукури:

«Хореограф меня спросил, ты хочешь поехать в Москву? Мы нетанцоров не берем, ты – не танцор, ты в хоре поешь. Я ответил, почему это я не танцор, ведь я в ансамбле работаю. При условии, что я подтяну хореографию, меня включили в массовый танец. Мы начали готовиться к смотру национальных коллективов, но в Москву я все же не поехал. Почему? Война началась, и я пошел на фронт».

Сегодня ветерана Великой Отечественной войны и самого известного грузина Северной Осетии Алексея Бучукури зал приветствовал продолжительными аплодисментами.

За кулисами тем временем юные танцовщицы прихорашиваются у зеркала, приподнявшись на носках, поправляют воздушную фату. Они волнуются перед выступлением.

«В такой день мы не можем подвести ансамбль и станцевать не так», – говорят наперебой девятилетние Зарина и Агунда.

А десятилетний Чермен Калоев признается, что больше всего любит танцевать чеченский и джигитовку: «Я, когда танцую, чувствую азарт. Радость».

«Ансамбль осетинского танца при Доме пионеров, так назывался «Маленький джигит» первоначально», – вспоминает Этери Бабашвили:

«Я первоклассницей пришла в 1956 году в балетный кружок. Спустя два года началась подготовка к декадам осетинской культуры и литературы в Москве. Меня и Жанну Блиеву, как девочек кавказской национальности, перевели в ансамбль. Нас начали готовить, руководителем тогда был Остин Цицкоевич Доев, потом специально пригласили Рубена Чохонелидзе из Тбилиси, из Москвы двух хореографов пригласили. Несколько лет назад Таймураз Кокаев поехал в Тбилиси и разыскал сына Чохонелидзе. Я солировала, танцевала с Бойгаром Авсаджанишвили, он потом танцевал в «Лезгинке» в ленинградском «Мюзик-холле», сейчас он бизнесмен. Бойгара и Алика Тетрашвили прямо на декаде в 1960 году оставили в Москве. Это был триумф. Мне было тогда 8-9 лет. Там были дети и младше».

Заслуженный работник культуры Северной Осетии Роберт Ардуханян рассказывает, как в 1974 году его привел в ансамбль старший танцор:

«Так я попал к Таймуразу Дзамболатовичу Кокаеву, протанцевал до окончания средней школы и дальше связал свою жизнь с искусством. Танцевал в «Иристоне», «Тереке», «Вайнахе». Потом вернулся в родной коллектив и работаю в «Маленьком джигите». За многолетнюю историю ансамбля все руководители были выдающимися танцорами и хореографами, легендарными личностями. Это и Батырбек Цобпоев и Коста Цаболов. Потом был специально приглашен из Грузии Рубен Чохонелидзе. Он помогал подготовить коллектив к декадам осетинского искусства в Москве. Уже тогда молодой Таймураз Кокаев внес неоценимый вклад в подготовку коллектива. И в 1960 году «Маленький джигит» произвел фурор в Москве. Это был триумф. С тех пор Таймураз Кокаев – бессменный руководитель ансамбля.

Мы побывали практически во всех странах Европы, выступали на всех декадах осетинкой культуры в Москве, в ЮНЕСКО выступали, принимали участие в фестивалях «Мир во все мире» с Самантой Смит – девочкой из США, которая погибла. В Америке наш ансамбль не был, но всю Европу мы многократно посещали с гастролями, ансамбль был участником «Дней Осетии» в ЮНЕСКО.

– Скажите, в чем уникальность этого ансамбля?

– Чем отличается наша хореография? В чем колорит ансамбля? Танцевальные коллективы меняются, пытаясь угнаться за современностью, а Таймураз Кокаев оставил фольклор народного танца. Те движения, которые вы увидите на концерте, они с 30-х годов прошлого века не менялись, их лишь немного усовершенствовали, поэтому и интерес остается. Это история каждого движения, каждого номера. Вот этим покоряет ансамбль зрителя».