2015 год в Грузии, в отличие от 2014-го, получился не слишком удачным в экономическом плане. Причиной этому стали внешние факторы, вызвавшие двукратное замедление роста ВВП, не дотянувшего до 3%. Тем не менее власти «Грузинской мечты» сохранили приоритеты социальной политики: на финансирование социальных программ в бюджете 2015 года ассигнована треть бюджетных средств.
Уже в самом начале 2015 года власти столкнулись с рядом вызовов. Рост напряженности между Россией и Украиной, а также рост курса доллара обвалили грузинский экспорт, который за первые три месяца по сравнению с тем же периодом 2014 года снизился на 21%. Ситуацию усугубило уменьшение на 26 процентов денежных поступлений из-за рубежа, связанное, прежде всего, с экономическим кризисом в России и дефолтом в Греции. Резкое уменьшение валютных поступлений обвалило лари, который с ноября 2014 года по март 2015-го подешевел почти на 30%.
Правительству в сжатые сроки пришлось пересматривать заложенный в бюджет рост ВВП в 5%. По рекомендации международных валютных институтов он был зафиксирован на уровне 2,5%.
Бывший премьер-министр Ираклий Гарибашвили тогда заявил, что власти были вынуждены пересмотреть прогноз «под воздействием внешних обстоятельств»: «В соседнем Азербайджане рост ВВП запланирован на уровне 1,5%, в Молдове и Армении нулевой рост, в европейских странах потолок роста не превышает 2%. Мы не сможем быть исключением», – заявил Гарибашвили.
Your browser doesn’t support HTML5
В 2015 году Грузия продолжила линию на привлечение инвестиций. На состоявшейся в Грузии 24-й ежегодной конференции Европейского банка реконструкции и развития было заключено несколько инвестиционных сделок на сумму 200 миллионов евро. В ходе конференции Грузию посетили больше 1500 делегатов из 60 стран мира.
Комментируя итоги форума, министр энергетики Каха Каладзе заявил о подписании меморандумов о строительстве трех энергетических проектов, финансируемых ЕБРР: «Возведение Дарьяльской ГЭС профинансировано в объеме 50 миллионов евро, еще 85 миллионов выделено на строительство ГЭС в Аджарии. Также подписан меморандум о реализации проекта ветряной станции стоимостью 30 миллионов евро. Ввод в строй перечисленных объектов инфраструктуры планируется к концу 2016 года».
Однако по итогам года энергетика с точки зрения привлечения инвестиций оказалась самой отстающей отраслью. За первые три квартала 2015 года поступило только 42 миллиона долларов. Это самый худший показатель за все время, пока Минэнерго возглавляет Каха Каладзе. К примеру, за первые три квартала 2014 года в энергетику было инвестировано 153 миллиона долларов, а в 2013-м – 197 миллионов. Впрочем, сам Каладзе подверг сомнению данные Грузстата, заявив, что они подсчитаны в «неправильном направлении».
По мнению экономического эксперта Романа Гоциридзе, данные Грузстата наглядно продемонстрировали плачевную ситуацию со строительством новых энергетических объектов:
«Что касается заявлений Каладзе, то и без статистики видно, что в энергетике застой. На протяжении трех последних лет губительное влияние на нее оказала популистская тарифная политика властей. Масштабная девальвация лари сделала убыточными большинство энергетических объектов, которые фактически поставляли электроэнергию по себестоимости».
Общий же объем инвестиций за первые три квартала 2015 года сохранил положительную динамику, хотя и уступил показателям рекордного в этом плане 2014 года.
Еще одним потрясением для экономики страны стала масштабная девальвация национальной валюты. Начиная с ноября 2014 года до конца октября 2015 года лари по отношению к доллару подешевел на 40%. Обвал лари привел к разгону инфляции, которая к концу года достигла 7%. Рост цен сказался на товарах и услугах первой необходимости. Больше всего повысились тарифы за потребляемую населением электроэнергию – на 30%.
Глава Национального банка Георгий Кадагидзе, выступая под занавес года перед бизнесменами, заявил:
«Инфляция ненамного превысила целевой показатель, что было предсказуемо на фоне девальвации лари. По нашим прогнозам, инфляция достигнет пика в конце первого квартала будущего года и постепенно вернется к своему целевому показателю к концу года. По долгосрочному прогнозу Нацбанка, с 2017 года целевой показатель инфляции будет понижен до 3%».
2015 год можно назвать успешным с точки зрения реализации международных экономических проектов, связанных с транзитом товаров и энергоносителей. Речь идет о прибытии первого поезда из Китая в Грузию в рамках проекта «Нового шелкового пути».
На торжественной церемонии встречи железнодорожного состава тогдашний премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что доставка грузов с тихоокеанского побережья в Европу по «Новому шелковому пути» отныне займет две недели вместо полутора месяцев.
По словам политолога Иосифа Арчвадзе, Китай крайне заинтересован в ускорении и диверсификации путей доставки своей продукции на рынки Европы. Особенно важен этот проект на фоне охлаждения взаимоотношений между Западом и Россией:
«Разумеется, страны Европы и Китай предпочитают иметь более сговорчивых транзитных партнеров, чем Россия. Выгоды для Грузии в этом вопросе очевидны. Выиграет не только грузинская железная дорога. Повысится заинтересованность могущественных стран в соблюдении экономической и политической стабильности и безопасности Грузии как одного из звеньев нового пути. Разумеется, этот фактор будет способствовать инвестиционной привлекательности Грузии. В конечном итоге появится и заинтересованность сторон в расширении транзитного коридора. Думаю, ни у кого не возникнет сомнений, что Китай, как один из лидеров мировой строительной индустрии, с успехом реализует и этот проект».
Параллельно с началом функционирования «Нового шелкового пути» близятся к завершению и переговоры между Китаем и Грузией о режиме свободной торговли. В случае их успешного исхода, Грузия станет третьей европейской страной после Норвегии и Швейцарии, которая получит возможность без пошлин поставлять свою продукцию на рынки Китая.
Успешно продолжалась в 2015 году подготовка к строительству глубоководного порта в Анаклии. По информации правительства, две китайские компании поборются за победу в тендере на строительство. Планируемый грузооборот порта должен достигнуть 100 миллионов тонн в год. На проходящем в Тбилиси форуме «Нового шелкового пути» гендиректор Грузинской железной дороги Мамука Бахтадзе обозначил приоритеты, на которых сфокусируется грузинская сторона:
«До конца этого года будет определен консорциум, который возьмется за реализацию этого проекта. Я надеюсь, что подготовительные работы начнутся весной будущего года. В ходе моего недавнего визита в КНР подписан меморандум о модернизации нашей железной дороги. Кроме того, в наших планах строительство железнодорожной ветки, связующей порт Анаклия и центральную магистраль».
В конце года был принят бюджет на 2016 год, который впервые в истории превысил 10 миллиардов лари. Бюджет по традиции социально ориентирован: со второго полугодия пенсии вырастут на 20 лари, а бюджет Минздрава достигнет трех миллиардов лари. На образование планируется выделить 1 миллиард. Рост ВВП запланирован на уровне 3%, а годовая инфляция прогнозируется на уровне 5%.
Однако оппозиция осталась недовольна новым бюджетом. Основные претензии, прозвучавшие в адрес правительства, касались увеличения бюрократического аппарата и зарплат чиновников правительства «Грузинской мечты», замедления темпов экономического роста и сокращения реальных доходов населения при годовой инфляции в 6,5%.
Общие претензии оппозиции суммировал один из лидеров «Нового политического центра – Гирча» Зураб Джапаридзе:
«Как и предыдущие бюджеты правящей коалиции, нынешний направлен на банальное разбазаривание средств, посредством чего «Грузинская мечта» планирует выиграть выборы в будущем году. Бюджет не решает основных задач, стоящих перед Грузией, – это в первую очередь безопасность государства, и увеличение бюджета МО на 10 миллионов лари не решит этой задачи. Бюджет не будет стимулировать развитие – при нынешнем росте экономики в 3% мы сравняемся с уровнем Европы через 100 лет. И, наконец, не делается ничего для преодоления бедности – на фоне галопирующей инфляции минимальное вымученное решение о повышении пенсий выглядит издевкой. Необходима адресная помощь тем, кто действительно в ней нуждается».
В целом, по словам экспертов, 2015 год унаследовал все признаки 2014 года: темпы роста экономики недостаточны для радикального улучшения благосостояния населения.