2015-й год оказался для Грузии как бы переходным: основные события значимы скорее в связи со сложными парламентскими выборами в будущем году.
Cамым позитивным событием стала публикация отчета Еврокомиссии, рекомендующего предоставление гражданам Грузии безвизового режима для поездок в страны шенгенской зоны. Но осуществление этой рекомендации ожидается где-то в будущем году.
В номинации самого странного события года победу заслуживает отставка премьера Ираклия Гарибашвили. В принципе, это предсказывали давно, c тех пор, как некая волшебная сила зачистила исполнительную власть от друзей и родственников ее лидера. Но когда в конце декабря, через несколько дней после публичного доклада о головокружительных успехах своего кабинета, премьер вдруг объявил об уходе в отставку, все начали разводить руками, тем более что Гарибашвили никак не объяснил причину такого решения – кроме указания того, что Бог и Отчизна стоят гораздо выше, чем любой государственный пост. Видимо, все случилось настолько быстро, что премьер просто не успел придумать причину собственного решения (или ему не пришло в голову, что подобные шаги полагается как-то объяснять).
Your browser doesn’t support HTML5
Никто не сомневается, что на самом деле его отставил всесильный Бидзина Иванишвили, соответственно, причину следует искать где-то в его голове. Но как туда попасть? Самое очевидное объяснение: катастрофическое падение рейтинга властей в преддверии парламентских выборов. Новый премьер, более благообразный и цивильный Георгий Квирикашвили должен до октября как-то исправить ситуацию или как минимум вселить в людей новые надежды. Но как? И если требуется как минимум впечатление обновления, почему заодно не сменить еще несколько непопулярных министров? Впрочем, самое логичное предположение не всегда самое правильное, особенно когда мы пытаемся вычислить процессы, происходящие в голове первого гражданина. Может, последний просто из-за чего-то обиделся на своего старшего ассистента и решил его сменить, но народу объяснять ничего не хочет. Своя рука владыка.
Главной драмой с точки зрения состояния грузинской демократии можно считать попытку «возвратить законным владельцам» ненавистную властям телекомпанию «Рустави 2». Эта история тоже связана с будущими выборами: с независимым «Рустави 2» выигрывать их «Грузинской мечте» будет гораздо сложнее. Но и финал этой саги ожидается в новом году. От первого акта впечатление смешанное. Ясно, что дружественный оппозиции и одновременно самый популярный телеканал очень действует Бидзине на нервы, а прокуратура и суд готовы на все, чтобы их успокоить, отняв телевидение у людей Миши. Миф о том, что при новых властях суд будет более независим, чем при прежних, окончательно обрушился. С другой стороны, Конституционный суд проявил самостоятельность и не разрешил отобрать телевидение ускоренным манером, даже не дождавшись апелляции. В сумме получилось так: с одной стороны, власти явно манипулируют правоохранительными органами, чтобы изменить положение в СМИ в свою пользу, с другой – еще остались институты, которые способны им противостоять. Развязки следует ждать в ближайшие месяцы, когда дело рассмотрят суды высшей инстанции.
Парадоксально, но самое трагическое событие года дало наибольшую почву для оптимизма. После июньского наводнения в Тбилиси, которое привело к гибели двух десятков человек, не считая многочисленных обитателей тбилисского зоопарка, и оставило около двухсот жителей без крова, многие граждане проявили готовность бескорыстно помогать родному городу и попавшим в беду его обитателям. Это позволило говорить о том, что смысл понятия «гражданское общество» в Грузии уже не сводится к профессиональным неправительственным организациям.
Самой важной общей тенденцией было недоверие людей к политическому классу в целом. Нельзя сказать, что это что-то новое, но степень недоверия поднялась на еще более высокую ступень. Меньше чем за год до выборов около 60% избирателей понятия не имеет, за кого голосовать. Не нравится никто. Многие ожидают появления какой-то мифической «третьей силы», но на самом деле их уже несколько, и это лишь запутывает народ еще больше.
Можно сравнительно смело предсказать, что будет основным событием наступившего года: это парламентские выборы в октябре. Но предсказать что-то еще, кроме этого, очень трудно. Пока грузинское общество как бы в паузе: оно чего-то ждет, не слишком ясно представляя, чего на самом деле хочет.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции