На днях осуществилась моя давняя, еще с весны прошлого года, задумка – провести пару-тройку дней семейного отдыха в постолимпийском Сочи.
Сочинский регион еще в советские времена стал для Абхазии этакой «малой заграницей», где все гораздо более благополучно. Он всегда в ту пору, пусть на шаг, но опережал Абхазию и в развитии курортной отрасли и, как тогда говорилось, в снабжении. В девяностые же годы, во время грузино-абхазской войны, а затем блокады независимой Абхазии, Сочи, несмотря даже на все российские проблемы, так рванул вперед, что ситуация по левую и правую стороны реки Псоу стала и вовсе несопоставимой. В XXI веке жизнь в Абхазии начала потихоньку налаживаться, но подготовка к зимним Олимпийским играм 2014 года и огромные деньги, вложенные в нее, содействовали новому рывку в развитии инфраструктуры Большого Сочи.
В преддверии Игр я не раз ездил в города Сочи и Адлер, жители которых стоически переносили дорожные пробки из-за строительства новых дорожных развязок, дорог, мостов, зданий и прочего, и в поселок Красная Поляна, где разместился горный кластер Олимпиады. А в прибрежный кластер, между устьями рек Псоу и Мзымта, где расположился Олимпийский парк, ездил и накануне, и во время Игр. О некоторых из этих поездок рассказывал в репортажах на «Эхо Кавказа».
Your browser doesn’t support HTML5
Но вот потом, после февраля 2014-го, то есть почти два года, я бывал в Большом Сочи только мельком, в основном проездом, и не имел возможности сравнить многие хорошо известные мне места по принципу «до» и «после». Плюс мы давно обещали моей младшей дочке Астанде, которой сейчас три с половиной года, повезти ее в дельфинарий в сочинском парке «Ривьера», где в прошлом году происходило действие популярного телешоу па Первом канале российского телевидения. Плюс просто грех было не использовать для такой поездки несколько дней из длинных новогодних выходных в Абхазии.
К сожалению, именно эти два дня, что мы провели в Сочи, в пятницу и субботу, с утра до вечера, то усиливаясь, то ненадолго прекращаясь, лили дожди. Ну, что делать… Всегда утешаю себя тем, что «могло быть и хуже». Например, если бы наша поездка состоялась неделей раньше, то все вокруг было бы завалено снегом, что на морском побережье и у нас, и в Сочи приравнивается к стихийному бедствию.
Доехали мы до Псоу на своей легковушке, но оставили ее на стоянке на Псоу, а границу перешли по пешему переходу. Нет, машина у нас «выездная», но, как и многих других владельцев таких же в Абхазии, нас заставляют поступать так два обстоятельства. Во-первых, соблюдать правила дорожного движения нам в сочинских условиях непривычно сложно, во-вторых, надо оформлять автостраховку на 14 тысяч рублей на год, что совершенно нерентабельно ради нескольких поездок.
Сразу на российской стороне границы сели на автобус №125, идущий к популярному сочинскому торговому центру «МореМолл». Автобус просторный, комфортный. И все бы хорошо… Но на последнем отрезке пути по набережной реки Сочи он ехал «по чайной ложке» в час. В этом месте как были дорожные пробки лет пять назад, так, увы, и остались. А «МореМолл» – это, конечно, прекрасное место как для шопинга (встретил, кстати, там известного абхазского эстрадного певца), так и для детских развлечений. А на этот раз здесь на первом этаже была еще установлена новогодняя елка и шло шумное представление с участием Деда Мороза и прочих сказочных персонажей, в которое были вовлечены дети покупателей…
Новогодние мотивы были вплетены и в представление в дельфинарии, на котором мы, переночевав в съемной квартире, побывали на следующее утро в парке «Ривьера». Правда, таксист, который подвозил нас ко входу в парк, посоветовал в следующий раз поехать в дельфинарий в Адлере, который много больше и современней. Что ж, мы, думаю, воспользуемся его советом, но 45-минутное представление в «Ривьере», которое предложили нам его ведущие и артисты – черноморские и арктические дельфины, морской лев, – вызвало у всех нас троих непередаваемый восторг. Да, все-таки видеть все это по телевизору – «будто нюхать в противогазе розу»… Зрительный зал был заполнен лишь на пятую часть, но думаю, что в летний курортный сезон здесь бывает аншлаг.
Идя по дорожке к выходу из парка, слушали и слева, и справа голоса зазывал. Чего тут только нет: пингвинарий и планетарий, тиры и парк юрского периода… Но когда наткнулись на фотографов с огромным попугаем и маленькой обезьянкой, не смогли устоять – очень уж дочке захотелось сфотографироваться с обезьянкой-детенышем в руках. Причем фотографировали мы сами на свой айфон, но за «прокат» животного надо было заплатить 200 рублей. Чем плох бизнес? Да, в Сухумском обезьяньем питомнике фотографируйся с любой обезьяной, сколько хочешь бесплатно, но те в клетках, а эта – на руках.
Вообще, не раз во время пребывания в Сочи мне, как, не сомневаюсь, и почти всем туристам «выходного дня» из Абхазии, приходило в голову: ах, как было бы здорово хоть часть этой курортной индустрии перенести к нам! Сколько денег могла бы дополнительно заработать Абхазия! Вот наша семья за двое суток пребывания в Сочи оставила там около 12 тысяч рублей, не считая денег на приобретенные там товары, и при том, что мы совсем не роскошествовали: 700 рублей стоит билет в дельфинарий (для детей – бесплатно), 1500 – квартира на сутки, расходы на транспорт, посещение кафе, аттракционы и т. д. Вот так и набирается…
Кстати, перед Новым годом в абхазских СМИ звучали рассуждения о том, что, в силу прекращения по известным причинам потока российских туристов на египетском и турецком направлениях, Абхазию наверняка ждет рост числа зимних туристов. Но помню, как в телерепортаже в один из первых январских дней наряду с привычными восхищениями приехавших в Сухум россиян «пальмами» и вообще природой звучало несколько обескураженное: мы приехали сюда, сбежав от снега, а здесь снег идет… Но тут уже никого, никакую власть не упрекнешь – стихия… Но факт, что альтернатив прогулкам теплыми солнечными январскими днями по морской набережной под пальмами в Абхазии пока, увы, с гулькин нос… Сегодня была опубликована информация: с 1 по 10 января Абхазию посетило около 10 тысяч туристов, что на 30% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В республике ожидали большего числа гостей, многие из которых однодневные экскурсанты, но из-за погодных условий некоторые экскурсии были отменены. Так, дорога на Рицу была перекрыта, и добраться туда можно было лишь на машинах повышенной проходимости…
А мы в субботу побывали также на Сочинском городском рынке. Раньше торговые ряды там располагались под открытым небом, теперь же на том месте устроили автостоянку, а торговые ряды перенесли в крытое здание с эскалаторами и кондиционерами «зима-лето». Ходил по нему, как по гастрономическому музею, восхищаясь комфортом и чистотой вокруг.
В тот день мы еще успели съездить и на Красную Поляну, в поселок Роза Хутор, ставший в последние годы знаменитым (вот вчера по Первому каналу транслировался рождественский концерт с таким названием). Да, в когда-то пустынном горном месте там вырос будто сказочный городок. Конечно, есть проблема в том, чтобы сохранить все это работающим. Показательно, что пика числа своего населения – 5022 – Красная Поляна достигла в 2014 году, а в прошлом оно уменьшилось на 250 человек.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия