Сегодня премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили на встрече с представителями бизнес-кругов обсудил реформу налоговой системы. Представители бизнеса остались полностью удовлетворены итогами встречи. Оппозиция в целом поддерживает начинание, но не скрывает и определенного скепсиса.
Встреча в канцелярии правительства продолжалась более четырех часов. Выступая перед представителями бизнес-кругов, глава правительства Георгий Квирикашвили очертил круг первоочередных приоритетов властей:
«Вы являетесь ведущими представителями бизнеса, которые в целом определяют экономику страны, поэтому мы вместе с вами рассмотрим комплекс первоочередных мер, на которых будет сфокусировано наше внимание. В первую очередь это создание новых рабочих мест и комплекс реформ по содействию экономического развития. Особо хочу выделить реформу налоговой системы, которая предусматривает разработку изменений законодательного и административного характера. Тут несколько подпунктов – это переход на так называемую эстонскую модель налогообложения, максимальная регламентация административных налоговых органов, чтобы ограничить временной интервал проводимых налоговых проверок».
При этом премьер уточнил, что также планируется ограничить действия финансовой полиции при расследовании экономических преступлений. «Необходимо искоренить практику предварительного заключения при расследовании экономических преступлений», – резюмировал премьер.
Your browser doesn’t support HTML5
Представители бизнес-кругов удовлетворены планами правительства. Вот что заявил радио «Эхо Кавказа» вице-президент Торгово-промышленной палаты Грузии Николоз Мчедлишвили:
«Думаю, что в правительстве осознают, что темпы развития экономики далеки от желаемых, поэтому хотят преодолеть трудности путем преобразований, которые бы я назвал революционными. Отмечу, что для их принятия требуются немалая политическая воля и мужество. В прошлом году в ходе встреч с высокопоставленными чиновниками Минфина мы обсуждали перспективы налоговых реформ. Тогда представители Минфина весьма сдержанно отнеслись к идее либерализации налогового законодательства, и это понятно, так как в Минфине всегда отрицательно воспринимают снижение налоговых поступлений. Если озвученные премьером меры будут претворены в жизнь, то это значительно облегчит ведение бизнеса, стимулируя его развитие, что в конечном итоге приведет к созданию новых рабочих мест».
Аналогичного мнения придерживается исполнительный директор Бизнес-ассоциации Грузии Ираклий Асланишвили:
«Это очень значительная реформа, которая потребует дополнительного обсуждения. Однако это очень полезное начинание, и мы приветствуем его. Я не думаю, что в связи с реформами возникнут дополнительные проблемы, в том числе по бюджетным поступлениям».
В парламентской оппозиции инициативы премьера поддерживают, хотя и оговариваются: они носят ярко выраженный предвыборный характер. Кроме того, бывший глава финансово-бюджетного комитета парламента времен «Нацдвижения» Зураб Меликишвили надеется на то, что они не ограничатся сказанным на встрече:
«Что касается декриминализации бизнеса, отмены бессмысленных жестких мер по его контролю и упрощения налогового законодательства, то считаю, что они необходимы экономике как воздух. Мы уже третий год напоминаем о них правительству. Однако если одновременно с ходом реформ правительство радикально не сократит средства на содержание госаппарата, то эти меры будут иметь обратный эффект, так как правительству нечем будет компенсировать недостачу поступлений в госбюджет. Раздутые штаты госчиновников тяжким бременем ложатся на экономику страны», – резюмировал оппозиционер.
Необходимо отметить, что разговоры о реформе налоговой системы ведутся в Грузии с 2011 года, однако ни одно правительство не решилось их осуществить. Эксперты считают, что даже при большом желании властей их реализация столкнется с рядом трудностей и в этом году, если не внести соответствующие изменения в бюджет страны.