Ежегодные послания глав государств парламентам, как известно, не обсуждаются депутатами, они просто принимаются к сведению. Но в любом демократическом государстве они неизбежно комментируются в СМИ, в заявлениях политических партий и т.д. Кстати, мне понравилось, что уже во вчерашнем репортаже на канале «Абаза-ТВ» о послании Рауля Хаджимба Народному собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства прозвучали и комментарии к нему, в том числе и со стороны оппозиционных сил.
Что касается откликов интернет-пользователей, то в том, что мне довелось прочесть, как это часто бывает, содержался почти исключительно не анализ послания, а просто оценки сделанного властью, которые, естественно, разделились: сторонники действующей власти защищали ее и ругали предыдущую, а противники – соответственно, наоборот.
Мне же, прежде всего, подумалось вот о чем. Когда итоги деятельности исполнительной власти, мягко говоря, неутешительны, то у руководителя страны, который выступает с посланием, обычно два варианта. Или выстроить его по принципу «все хорошо, прекрасная маркиза», но тогда явное несоответствие победных реляций реалиям неизбежно вызовет возмущение и насмешки, и не только у «профессиональных» оппозиционеров. Или резать правду-матку, но тогда естественен вопрос: а что же делало руководство страны, кто мешал ему изменить ситуацию к лучшему? Причем в данном случае ссылка на весьма весомый объективный фактор – то, что Россия в прошлом году не выполнила свои обещания по дополнительной финансовой помощи Абхазии в 5 миллиардов рублей, – автоматически исключалась: ни один руководитель Абхазии по понятным этическим и тактическим причинам не стал бы пенять за это российскому руководству.
Your browser doesn’t support HTML5
Рауль Джумкович выбрал меньшее из зол – второй вариант. В самом начале послания мое, как и многих, внимание привлекли такие его слова:
«Время идет вперед, открывая не только дополнительные возможности, но и создавая новые вызовы. Скажу прямо: мы оказались в очень непростой ситуации. Что привело к такому положению дел? Во-первых, это последствия неэффективной социально-экономической политики последних лет, выразившиеся не только в спаде экономики, но и в застое энергии общества. Мы так и не избавились от примитивной структуры экономики, не снизили уровень внешней финансовой зависимости, не создали точек экономического роста и не запустили реального производства. Абхазия с ее благоприятными условиями для развития сельского хозяйства до сих пор не может обеспечить себя базовыми продуктами питания. Недостаточной остается производительность труда и мотивация к труду, на низком уровне находится занятость населения, особенно молодежи. Не занятая делом молодежь – это питательная среда для распространения наркомании, преступности, ложных ценностей».
Потом, правда, я обратил внимание на то, что речь шла о «последних годах», то есть тут такая амбивалентность: можно главный посыл отнести ко времени ответственности предыдущей властной команды, а можно – и к полутора годам нахождения у государственного руля нынешней (год назад Хаджимба не выступал с посланием, что было логично: отчитываться было еще не за что).
Далее президент отметил:
«Сегодня наша экономика напоминает решето: деньги у нас хорошо тратятся либо утекают в неизвестном направлении, но не создают капитала и не развивают экономику. Встречающиеся у нас проявления неофеодализма, «кулачного права» должны уступить место цивилизованным взаимоотношениям, основанным на законности и ответственности».
И в последующем чувствовалось, что люди, которые работали над текстом послания (а над такими документами всегда трудится коллектив авторов), проявили как добросовестность, так и квалифицированность, владение словом. Правда, замечу, что слово «Карачаево-Черкесия» надо писать все же через одно «с».
Кстати, президент прочел послание, ни разу не оторвавшись от текста для неких импровизаций, как это нередко делается. Конечно, такие отступления уверенного в себе оратора нередко добавляют выступлениям живости. Но зато их отсутствие гарантирует от лишней критики. Вот недавно, когда с подобным посланием выступал президент США Барак Обама, много недоумений вызвал один из таких его импровизационных пассажей...
В послании президента Абхазии было много верных слов и оценок. Например, о роли внутриполитического диалога в обществе:
«Альтернативной диалогу будет лишь «война заявлений», нарастание политического раздрая… Такой диалог должен регулярно происходить и в средствах массовой информации, в частности на телевидении. Эфир Абхазской государственной телерадиокомпании должен быть доступен для выражения разных точек зрения. Следует продумать специальный формат регулярного общения основных политических сил страны в прямом телеэфире».
Или о борьбе с коррупцией:
«Недостаточной считаю работу правоохранительной системы, в частности органов прокуратуры, по противодействию коррупции и борьбе с ее проявлениями… Пора перестать заниматься очковтирательством и продемонстрировать гражданам реальные результаты работы по борьбе с коррупцией».
Но эти фразы будто перекочевали из декларируемого обычно политической оппозицией. Действующая же власть произносит их обычно перед снятием ответственных работников с должности, что в данном случае представляется весьма сомнительным.
Все, как всегда, упирается в политическую волю. 3 июня прошлого года президент, выступая на заседании кабмина, дал правительству поручение в двухнедельный срок представить предложения по сокращению штатов министерств и ведомств на 15%. Увы, правы оказались скептики, которые откровенно смеялись и говорили, что в наших условиях выдавить из структур власти «лишних людей» – это примерно то же, что затолкать обратно в тюбик выдавленную из него зубную пасту. И ведь тут ни на какие внешние неблагоприятные факторы уже не сошлешься.
Конечно, президент не обошел вниманием те немногочисленные области деятельности, где при нынешней власти достигнуты реальные успехи:
«В среднем увеличение доходов в туристической сфере составило более 100%, а по Рицинскому национальному парку мы имеем многократный рост доходов»; «В целом, доходы банковской системы Абхазии по сравнению с прошлым годом увеличились более чем на 400 млн руб. Это очень хороший результат… 2015 год стал годом активного развития национальной платежной системы «АПРА»... Все это позволило привлечь в нашу экономику более 1 млрд руб. обналиченных иностранными туристами денежных средств в банкоматах Абхазии. В целом многократно интенсифицировано развитие системы безналичных расчетов».
Правда, отдельные интернет-комментаторы упорно утверждают, что относительно системы «АПРА» сегодня лишь пожинаются плоды того, что было заложено прежним руководством Нацбанка.
Думаю, подавляющее большинство в обществе согласилось со следующим местом из послания:
«Не могу не отметить, что в обществе неоднозначно воспринята идея депутатов об увеличении количественного состава Народного собрания с 35 до 55 народных избранников. В свое время ряд депутатов, отклоняя мое предложение об увеличении числа депутатов до 45 человек, мотивировали это возрастанием бюджетных расходов на содержание законодательного органа. При этом они же теперь поддерживают увеличение состава парламента до 55 человек. Предлагая и поддерживая идею перехода к смешанной избирательной системе, вижу необходимость в дальнейшем обсуждении количественных параметров будущего состава парламента, в том числе с учетом финансовых последствий любых решений».
Немало внимания в послании было уделено самой обсуждаемой в эти дни в обществе теме – о поправке к закону «О налоге на добавленную стоимость». Этот закон еще на стадии проекта, сказал президент, обсуждался с представителями бизнеса, с депутатами парламента. Были предложения еще более расширить перечень товаров, которые подпадали бы под действие этого закона. Сегодня же мы видим возмущение представителей малого бизнеса. Удивительно то, что они же зачастую безропотно дают большие суммы представителям проверяющих структур, чем те, что обязаны платить государству». Опять же: правильные слова, но кто из бизнесменов, не витающих в облаках, а стоящих на грешной земле, решится «бросить вызов» проверяющим структурам? Того, кто пытался пойти против «системы», это пока приводило к плачевным результатам.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия