За сегодняшней итоговой пресс-конференцией главы внешнеполитического ведомства России Сергея Лаврова внимательно следили в Тбилиси. Его заявления о готовности встретиться с грузинским коллегой, а также о перспективах дальнейших отношений между двумя государствами вызвали бурные политические дискуссии.
Глава МИДа России Сергей Лавров считает «несправедливым», что грузинский народ «расплачивается за преступные ошибки Саакашвили». Об этом он заявил на пресс-конференции по итогам прошлого года. Оправдания же Лаврова по поводу признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии звучали так:
«У нас не было другого выхода, вообще другого варианта, кроме того, как признать их независимость, чтобы обеспечить безопасность и само выживания югоосетинского и абхазского народов. Это не обсуждается. Но повторю, это было результатом преступной политики Михаила Саакашвили».
Далее Лавров отметил, что в России «довольны тем, что продолжаются женевские дискуссии». Там же глава МИДа России добавил, что позиции Москвы в отношении совместного подписания соглашения о невозобновлении огня абхазской, югоосетинской и грузинской сторонами остаются в силе. (Тбилиси настаивает, чтобы этот документ был подписан с Москвой как с главной стороной конфликта.) Думает Кремль и о возвращении беженцев, однако:
Your browser doesn’t support HTML5
«Подрывают эту конкретную гуманитарную работу повторяющиеся каждый год действия Грузии по внесению резолюции в Генассамблею (ООН), которая излагает проблему беженцев и перемещенных лиц в одностороннем порядке». Лавров также напомнил, что этот вопрос Россия готова обсуждать в ООН, если там будут присутствовать представители абхазской и осетинской сторон как отдельных субъектов.
Не забыл Лавров и о другом формате – Абашидзе-Карасин:
«Помимо женевских дискуссий, у нас есть двусторонние отношения с Грузией. Эти отношения выходят из глубокой заморозки сейчас».
Лавров также заявил, что не стоит ожидать срыва переговоров Грузии с «Газпромом», назвав происходящее прагматичным процессом, входящим в интересы обеих сторон, а также Армении.
Сергей Лавров напомнил, что Россия пошла на упрощение визового режима и готова пойти еще дальше:
«Мы готовы пойти в перспективе на безвизовый режим, но немножко странно, если это будет обсуждаться в период, когда у нас нет дипломатических отношений».
В этом ключе Лавров добавил, что любой вопрос можно обсудить в формате Абашидзе-Карасин, и предложил свои услуги в этом деле:
«Я, кстати, открыт для контактов со своим грузинским коллегой».
Грузинский коллега Лаврова Михаил Джанелидзе не стал сегодня комментировать неновые, по сути, заявления главы МИДа РФ. Это сделал премьер-министр Георгий Квирикашвили, который напомнил, что у возобновления дипотношений есть свои предусловия – территориальная целостность Грузии и суверенитет. Тем не менее Квирикашвили не хотел казаться грубым:
«Я хочу сказать и о позитивном за последний период. Это было упрощение визового режима. Что касается диалога, он необходим, для этого у нас есть определенные каналы. Этот вопрос (встречи) мы рассмотрим, и в ближайшее время будет сделан комментарий».
Спецпредставитель премьер-министра Грузии в переговорах с РФ Зураб Абашидзе явно не был польщен таким вниманием и предложением Лаврова. По словам Абашидзе, и без дипотношений можно вводить безвизовый режим.
Как это сделала Грузия, напомнила бывший министр иностранных дел Грузии, одна из лидеров «Свободных демократов» Майя Панджикидзе.
«Циничными» назвали слова Лаврова в бывшей партии власти «Нацдвижение». Предложения главы российского МИДа не вызвали восторг и в рядах непарламентской оппозиции. Говорит лидер национал-демократов Бачуки Кардава:
«Когда наша правящая коалиция очень смело разговаривает с Западом и остальным миром, но с Россией сюсюкает, то я не знаю, чего ожидать от планов правительства в формате Карасин-Абашидзе. Впрочем, для меня не будет неожиданностью какие-либо неправильные шаги со стороны властей».
Но были и отличные мнения. Вот что прозвучало из уст одного из лидеров партии Нино Бурджанадзе «Демократическое движение – единая Грузия» – Георгия Ахвледиани:
«В первую очередь наша власть должна сделать конкретные шаги для начала диалога об отмене виз. А потом подготовиться к следующему этапу – к возврату дипломатических отношений в нормальном режиме».
О непростом положении грузинского правительства говорит политолог Георгий Гобронидзе:
«Однозначно отрицать российские инициативы сложно, но подхватывать на лету эти предложения – нецелесообразно. Ведь дипотношения были разорваны из-за признания Абхазии и Южной Осетии. Россия в своей стратегии безопасности ставит приоритетом углубления отношений с этими оккупированными территориями как с независимыми государствами. А с другой стороны, для Грузии важно вести переговоры с Россией как со стороной, без которой невозможно решить конфликт», – говорит Георгий Гобронидзе.