Южная Осетия готова содействовать объективному и профессиональному расследованию Международным уголовным судом военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных во время войны 2008 года. С таким заявлением выступил МИД республики.
Югоосетинское внешнеполитическое ведомство заявляет, что «в материалы расследования преступлений, совершенных в ходе вооруженной агрессии Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года, безусловно, должна быть включена имеющаяся в республике доказательная база. Без этого компонента расследование Международного уголовного суда едва ли можно будет назвать объективным».
Югоосетинские политики убеждены, что следствие обязано учесть предысторию трагических событий августа 2008 года. Иначе оно «обречено на предвзятость в определении жертв и пострадавших в результате неоднократных попыток Грузии установить свою юрисдикцию над Южной Осетией».
По мнению вице-спикера парламента Дмитрия Тасоева, Международный уголовный суд не сможет обойти многочисленные свидетельства преступлений грузинских военных в Южной Осетии:
«Все документы, подтверждающие бесчинства грузинских военных в Южной Осетии, были собраны и переданы в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) и МУС. В доказательной базе нехватки нет. Даже при минимальной беспристрастности прокуроры МУС не смогут обойти эти несомненные многочисленные свидетельства».
Your browser doesn’t support HTML5
Госсоветник президента Южной Осетии Константин Кочиев напоминает, что до сих пор «никто в Грузии не был привлечен к ответственности за военные преступления и преступления против человечности, совершенные в отношении мирного населения Южной Осетии и российских миротворцев». Кочиев сомневается, что прокурор МУС будет сотрудничать с властями Южной Осетии, «чтобы избежать даже намека на признание международной правосубъектности нашей страны».
«В то же время трудно представить, что МУС нарушит неписаные «понятия» и посадит на скамью подсудимых подопечных Запада – преступников из числа обученных и оснащенных натовцами грузинских военных и представителей грузинских властей, отдававших преступные приказы», – считает советник президента.
По мнению Константина Кочиева, «международная справедливость» Гааги построена на принципах двойных стандартов, когда звание сателлита США равнозначно индульгенции даже для явно виновных в преступлениях против человечности.
По мнению югоосетинского политика Роланда Келехсаева, Южной Осетии следует выработать согласованную политику, «чтобы добиться от МУС непредвзятого рассмотрения преступлений, совершенных грузинскими военнослужащими в отношении граждан Южной Осетии и России». По его словам, пока представители власти дублируют тезис о том, что в республике сомневаются в объективности МУС, но одних эмоциональных заявлений, по мнению моего собеседника, недостаточно. Говорит Роланд Келехсаев:
«Южная Осетия сейчас должна сделать одну простую вещь. Мы давно ждали начала расследования преступлений Грузии против Южной Осетии. Я думаю, настал тот момент, когда надо разработать тактику нашему МИДу, потому что главный вопрос сейчас в том, кто будет представлять Южную Осетию в МУС. Южная Осетия должна обязательно нанять грамотных квалифицированных адвокатов, которые будут отстаивать интересы нашего народа. У нас безупречные факты того, что Грузия учинила вооруженную агрессию по отношению к независимой республике Южная Осетия. Наш основной козырь тот неоспоримый факт, что Грузия начала войну против Южной Осетии и вторглась в независимое государство».
Экс-судья Верховного суда Южной Осетии Юрий Кокоев разделяет мнение, что международные суды руководствуются не только правовыми нормами. Тем не менее Кокоев считает, что республика должна воспользоваться предоставленным шансом и доказать, что в 2008 году Грузия осуществила в отношении южных осетин военную агрессию:
«Эти организации не всегда рассматривают дела с точки зрения законности и с точки зрения международного права, и есть сомнения в том, что они вынесут решения в нашу пользу. Тем не менее тот факт, что такой процесс запущен, – это положительный факт, однако грузинская сторона всеми способами будет препятствовать рассмотрению доказательств вины официальных лиц Грузии. Но мы надеемся на беспристрастность МУС. Конечно же, у Южной Осетии есть неопровержимые доказательства».
По словам Юрия Кокоева, российские следователи собирали доказательства по горячим следам в 2008 году. 9 августа во время разгара военных действий в Цхинвале через Зарскую дорогу, в объезд грузинских сел Курта, Тамарашени, Ачабети, где были дислоцированы грузинские войска, его супруга и дочь бежали в Северную Осетию. Из Владикавказа многих югоосетинских беженцев направляли дальше в северокавказские республики. Семью Кокоевых приютили в Ставрополе. Продолжает Юрий Кокоев:
«В Ставрополе всех граждан Южной Осетии, бежавших от агрессии Грузии, скрупулезно допрашивали российские следователи. Брали объяснения, собирали показания. И не только мои супруга и дочь давали показания, но и другие наши граждане, потому что доказательств преступлений грузинских политиков и военнослужащих очень много, и мы надеемся, что правда восторжествует. Дай Бог, чтобы суд рассмотрел дело непредвзято, объективно. У Южной Осетии претензии, прежде всего, к экс-президенту Грузии Михаилу Саакашвили и членам его правительства. По его указанию грузинские войска развязали войну. Он дал указание напасть на спящую республику, на мирное население. Ответственность должны разделить вместе с Саакашвили и его подчиненные, и руководство грузинских Минобороны и силовых структур. Они должны понести наказание. Но сегодня, увы, он чувствует себя хозяином на Украине».
Доказательства собраны и Генеральной прокуратурой Южной Осетии. Ведомство также выражает готовность оказать содействие МУС в объективном расследовании преступлений, совершенных во время войны 2008 года:
«Органами прокуратуры республики Южная Осетия накоплен большой материал в виде конкретных уголовных дел, свидетельствующих о геноциде и военных преступлениях в отношении мирного населения, народа РЮО, террористических актах, убийствах миротворцев, похищениях граждан Южной Осетии, систематических обстрелах осетинских населенных пунктов и других тяжких преступлениях, совершенных вооруженными силами Грузии».
Между тем официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Россия может пересмотреть свое отношение к Международному уголовному суду. Она отметила, что Москва передала в Гаагу «более 30 томов российского уголовного дела в подтверждение преступлений Саакашвили против югоосетинского населения и российских миротворцев», но при этом «прокурор МУС обвиняет югоосетин и, более того, российских военнослужащих, и, по сути, действуя на стороне агрессора, начинает расследование в отношении жертв нападения».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия