Из Южной Осетии продолжается отток людей. Но есть и приятные исключения. В Цхинвальском районе, по словам местных властей, заметно увеличился прирост населения.
По словам главы администрации Цхинвальского района (второго по величине региона Южной Осетии) Алана Плиева, хотя из отдаленных населенных пунктов люди продолжают уезжать, наблюдается и другая тенденция:
«В ряде сел, начиная с 2008 года, фиксируется значительный прирост населения. В село в первую очередь возвращаются люди, которые ранее здесь проживали. Связано это со стабильной ситуацией, полной безопасностью, устранением угрозы со стороны Грузии и улучшением социально-экономических условий жизни. Экономическое индивидуальное благополучие горожан также позволяет им обосновываться и за пределами Цхинвала – приобретать земельные участки, строить дома».
Демографический кризис наблюдается в Южной Осетии с 90-х годов прошлого века, когда в результате вооруженного конфликта республику покинуло большинство населения. Власти в разные годы пытались улучшить ситуацию. Например, в 1995-1996 годах в республике был создан Демографический фонд, который возглавлял нынешний госсоветник президента Южной Осетии Борис Чочиев, однако преломить печальную тенденцию не удалось.
По словам югоосетинского политика Роланда Келехсаева, для стабилизации демографической ситуации необходима специальная государственная программа:
Your browser doesn’t support HTML5
«Я думаю, что создание фондов – это не решение вопроса в масштабном плане. Для повышения рождаемости либо возвращения наших бывших сограждан в родные края необходимы государственные гарантии для желающих вернуться на родину. Сейчас как таковой государственной программы нет, ее должно разработать правительство. В некоторых случаях сельское население стало проявлять заметный энтузиазм, возвращаться в родные места, обрабатывать земельные участки, но на постоянное жительство пока не остается. При этом необходимо учесть и тот факт, что происходит урбанизация, сельское население мигрирует в город. В целом есть надежда на возращение людей, военной опасности уже нет, мы уверены в своей стабильности».
Председатель Союза журналистов, а ныне депутат парламента Батрадз Харебов в своем исследовании в 2011 году указывал, что демографическая проблема «стала обостряться с 70-х годов прошлого века. До Великой Отечественной войны наше население составляло около 120 тысяч человек. Показатели рождаемости были около 25 промилле, показатели смертности – около 7-8 промилле. Если бы эти тенденции сохранились, то в Южной Осетии в настоящее время проживало бы до 150 тысяч человек. После войны наши соседи стали проводить активную политику по переселению местного населения. Тбилиси целенаправленно переселяло население Южной Осетии в Каспский и Горийский районы. В результате ближе к 60-м годам показатели рождаемости и смертности сильно изменились. К началу 80-х рождаемость упала до 16 промилле, а смертность поднялась до 10».
По словам Харебова, «прирост населения был, но он полностью погашался миграционным оттоком. В эти годы трудно было предположить, что Южная Осетия вела бы демографическую политику. Уже в 90-х годах, когда мы стали самостоятельным государством, вопрос был поставлен со всей остротой».
В 2008 году в Министерстве по особым делам РЮО был разработан проект Концепции демографического развития республики Южная Осетия. Он был призван создать условия для прироста населения, повысить качество жизни, а также увеличить продолжительность жизни. Предполагалось, что концепция будет реализована в 2008-2012 годах. Однако вскоре началась война с Грузией и отток населения из республики вновь усилился.
Согласно статистике, в 2009 году в Южной Осетии родились всего 189 детей, в 2010 году – 253, в 2011 году – 302, в 2012 году – 321, в 2013 году – 322, в 2014 году – 313. В общей сложности – ровно 1700 новорожденных. Смертность в период с 2009 по 2014 годы составила около 3000 человек. Говорит политолог Юрий Вазагов:
«Все-таки наблюдается повышение рождаемости в Южной Осетии. Есть естественный прирост населения, однако по-прежнему значительная часть рожениц отправляется во Владикавказ. Но увеличение рождаемости есть. В то же время значительная часть молодежи из-за нестабильной социально-экономической ситуации покидает республику, они не могут завести семьи, обустроиться в республике. При этом в последние два года увеличилось число вернувшейся молодежи. Это произошло отчасти из-за осложнения экономической ситуации в России, поэтому многие молодые люди вернулись домой, но и в Южной Осетии они пока, увы, пополняют ряды безработных. Не все находят работу на родине. Что касается сельского населения, то в высокогорные села люди не торопятся возвращаться. Куда более привлекательными выглядят распложенные ближе к столице селения».
По мнению экспертов, ожидать улучшения демографической ситуации в ближайшее время можно лишь в случае улучшения социально-экономической ситуации в республике, реализации госпрограммы по поддержке молодых семей. Наличие трудовых мигрантов не сказывается на демографической ситуации в республике. «Процент приезжих рабочих минимален и существенно не влияет на демографический фон», – поясняют мои собеседники.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия