Вероятность участия в предстоящих президентских выборах экс-президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты становится все более реальной. Его сторонники говорят об этом как о свершившемся факте. Для полной ясности осталось дождаться официального старта предвыборной кампании, о которой президент Леонид Тибилов объявит в марте этого года.
Если до сих пор все разговоры о возможном участии в выборах экс-президента Эдуарда Кокойты воспринимались как слухи, то сегодня мне назвали даже число предвыборных штабов, которые откроются в республике под политика. Появления Кокойты на политической арене, вернее его возвращения, ждали многие. Пару месяцев назад, когда бывший президент организовал фамильный кувд Кокоевых, то кроме рассказов о количестве принесенных в жертву богам быков и многочисленном сборе представителей фамилии, которые съехались в родовое село экс-президента целыми семьями, шептались и о другом. Один из тех, кто участвовал в мероприятии, делился со мной, что «мы подходили к нему и спрашивали: «Джабелич, ну когда ты опять станешь президентом?!» Рассказывают, что в приемную одной из политических партий, которую ассоциируют с бывшим президентом, до сих пор приходят люди, которые задают тот же вопрос.
Но вот найти человека из фан-клуба Кокойты, который бы на диктофон поведал о своем кумире, мне так и не удалось. Не под запись один из его сторонников рассказал, что популярность Кокойты обусловлена, прежде всего, харизмой политика:
Your browser doesn’t support HTML5
«Он умел с людьми общаться: и из машины вдруг выйти поговорить с народом, и погулять пешком по центру города. Нынешний глава государства – человек совсем другого характера и типажа. Поэтому, когда люди начинают их сравнивать, то выбор, конечно, не в пользу спокойного, уравновешенного Леонида Тибилова. Людям просто не хватает драйва».
Мой собеседник утверждает, что неплохая репутация сохранилась у бывшего президента и в среде так называемых ополченцев – вояк, которые, по его словам, до сих помнят, как он в 2004 году обходил их в окопах, делил с ними скромный хлеб, поэтому навсегда остался в их памяти героем.
Житель Цхинвала Сармат Габарати, которого я попросила оценить шансы Эдуарда Кокойты вновь возглавить Южную Осетию, говорит, что выборы в республике могут закончиться с непредсказуемым результатом. Продолжает Сармат Габарати:
«Они могут быть и очень предсказуемыми, смотря что иметь в виду. Объективно, учитывая результаты его деятельности, особенно второй, провальный президентский срок, думаю, что шансов, по идее, не должно быть никаких. Но, повторюсь, у нас все непредсказуемо, и тут надо учесть такой фактор, как в сравнении с кем. Наверное, у нас не очень много выдающихся политиков, чтобы с ними можно было сравнивать, поэтому… Не знаю, очень хочется надеяться, что появятся новые лица и наш народ не будет вынужден выбирать, как всегда, между плохим и худшим, а появятся новые, свежие лица и появится хоть какая-то надежда на то, что будут изменения к лучшему».
Один из югоосетинских экспертов, не пожелавший представиться, оценивая предвыборную ситуацию в республике, говорит, что «наши выборы, к сожалению, это не наша прерогатива. Выбор делаем не мы, его делают в других местах, а мы выполняем роль подтанцовки». По словам моего собеседника, югоосетинское общество настолько индифферентно, что людям практически все равно, кто и зачем выдвигает свои кандидатуры, могут ли они это делать с моральной, политической или иной точки зрения. Поэтому участвовать в выборах сегодня имеют право все, в том числе и Эдуард Кокойты. А все атрибуты демократического государства, в том числе развитое гражданское общество, которое помогало бы избирателям ориентироваться в ситуации, также не работают.
О сегодняшнем рейтинге Эдаурда Кокойты рассуждает и глава медиа-центра «ИР» Ирина Гаглоева:
«У него есть определенный рейтинг. Можно быть сторонником экс-президента, можно и не быть – это выбор каждого. Но то, что у него сегодня рейтинг (не могу сказать, что он высокий), он есть, и, может быть, даже выше, чем у некоторых ныне действующих политиков, – это тоже факт. А на фоне той сложной ситуации – экономической, психологической, политической, которая сегодня сложилась, обыватель начинает вспоминать прошлое. Так устроена человеческая память, что обыватель уже не помнит негативные моменты, а помнит то, что было ярким, мобилизующим. Конечно, какие-то харизматичные моменты в личности Кокойты были».
Югоосетинские выборы, по мнению Гаглоевой, как правило, превращаются в личностное состязание кандидатов: кто лучше, кто хуже. И даже учитывая субъективность этого процесса и то, что население постоянно наступает на одни и те же грабли, логика в этом, по ее мнению, все же есть.
Сегодня мне довелось услышать и более жесткие оценки. В отличие от поклонников политика, многие в республике не могут простить ему провала при восстановлении Южной Осетии после августовской войны 2008 года.
В любом случае возможное участие Эдуарда Кокойты в грядущей президентской гонке придаст ей куда большую интригу, чем выбор между Тибиловым и Бибиловым, на котором буквально настаивают в политических кругах республики.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия