ПРАГА---Мы продолжаем обсуждать тему с коллегой из северокавказской службы Радио Свобода Лёмой Чабаевым.
Вадим Дубнов: Лёма, как происходят подобные визиты главы республики в простой урус-мартановский дом?
Лёма Чабаев: Верно подмечено, детальки дают реальную картину для специалиста, журналиста, наблюдателя. Кадыров, во-первых, врет, когда говорит: «После того, как завершилось действо в мечети, меня спросили: куда я дальше? Я сказал, что пойдут в семью Закаевых. Все удивились: как?» Вранье! Визит готовился за три дня. Дело в том, что на этих же съемках старшая сестра Закаева говорит: «Мы три дня и три ночи не смыкали глаз, зная все это» (что все это готовится и т.д.). Теперь явился человек. (Ахмед) Закаев очень верно говорит (о словах Кадырова): «Благодарите меня за то, вы, люди Закаева, но вы еще живы». Вопрос: хорошо, ты делаешь снисхождение Закаеву, исключение... Дома около сотни семей, чьи родственники в лесах, сожжены. Перед ними Кадыров собирается извиниться, компенсировать моральный, материальный ущерб и т.д.? Химера! Если мы проследим цепочку, то сначала были оппозиционеры в России, как бы внесистемная оппозиция, Закаев тоже формально внесистемная оппозиция для Кадырова. Это продолжение: а вот я возьму и покажу смену моей тактики.
Your browser doesn’t support HTML5
Вадим Дубнов: Вообще, если говорить об отречении тейпа Чинхой от Закаева, то насколько правомочно по чеченским традициям подобное собрание в мечети «Сердце Чечни»? Насколько принято подобное мероприятие для чеченского ритуала?
Лёма Чабаев: Съезды тейпов вошли в обиход где-то в начале 90-х, после перестройки. Как бы клан кланом выправляет себя, своими собственными силами, внутри и т.д. Здесь другой уникальный случай. Здесь их собрали не для того, чтобы поучаствовать в судьбе своего человека, а, наоборот, там ведущий чинхоевец ставит условие: «До завтрашнего вечера мы даем время Закаеву, чтобы он позвонил, вышел на связь и сообщил, что возвращается. Если он этого не сделает, то он будет исключен из тейпа». Кадырову даже необязательно непосредственно обращаться к кому-то: сделай вот так, организуй вот это. Уже какие-то традиционные формы потворства Кадырову выработаны – как тейпу себя вести, как семье себя вести...
Вадим Дубнов: Вообще, как организуется съезд тейпа? От кого исходит инициатива?
Лёма Чабаев: Естественно, в первую очередь от алимов, от имамов мечетей, от муфтията. Инициатива этой околополитической роли или как посадить человека на место, естественно, исходит оттуда. Теперь вопрос: почему в мечети разбирают мирские дела, где поругивают, на уровне каких-то угроз высказываются люди? Доселе у чеченцев не принято было подобные околополитические вопросы разбирать в мечети.
Вадим Дубнов: Лёма, почему такое внимание Кадырова привлекает к себе именно Закаев? Попытки примириться с ним уже насчитывают много лет, и Кадыров не отступает (может быть, сейчас он прекратит). Почему именно Закаев?
Лёма Чабаев: Кадыров понимает, что, во-первых, за пределами Чечни – добрая треть населения и качественно не последняя. В Европе не менее ста тысяч чеченцев, для которых Закаев – лидер. Закаев лидер для тех, кто на Востоке, для тех, кто за пределами Российской Федерации. Для чеченцев Закаев – лидер. Естественно, если он (Кадыров) как бы приручит Закаева, то поставит жирную точку на чеченской оппозиции.