Плюсы и минусы "Плана Колумбия"

Нашивка на рукаве бойца FARC

Президент США Барак Обама на днях встретился в Белом доме с президентом Колумбии Хуаном Мануэлем Сантосом. Их встреча была приурочена к 15-й годовщине запуска "Плана Колумбия", начатого еще при правлении Билла Клинтона. Как некогда "План Маршалла" помог Европе преодолеть послевоенную разруху и защитить ее от Сталина, так комплексная помощь, предоставленная Вашингтоном Боготе по линии "Плана Колумбия", сыграла, по-видимому, решающую роль в том, чтобы удержать страну от сползания в пропасть политико-экономической дезинтеграции и анархии. Сейчас США в очередной раз подтвердили свою поддержку мирного соглашения, которое правительство Колумбии подпишет 23 марта на Кубе с леворадикальной повстанческой группировкой FARC. Окончание гражданской войны посредством дипломатии, а не военной силы – явление в истории крайне редкое. Однако, признавая несомненные заслуги дипломатов, немало экспертов одновременно выражают тревогу по поводу отдельных аспектов этой мирной договоренности.

Кровопролитнейшая гражданская война в Колумбии между правительством и различными повстанческими движениями, в первую очередь FARC, длится более полувека. Такой своеобразный рекорд свидетельствует о глубокой поляризации в стране, которая, как считают специалисты, еще недавно угрожала свести Колумбию в разряд так называемых "несостоявшихся", нежизнеспособных государств. Четыре года назад противоборствующие стороны вступили в мирные переговоры, на этот раз, кажется, серьезные, не похожие на тот псевдодиалог, который эпизодически велся еще четверть века назад и неизменно заканчивался крахом надежд на скорое окончание войны. Боевые действия полностью не прекратились и по сей день, но взаимное истощение и взаимное же осознание невозможности разрешить конфликт только силой расширили поле дипломатического маневра, которое давно возделывали Соединенные Штаты и их союзники в колумбийском истеблишменте и гражданском обществе.

Встреча Барака Обамы и Хуана Мануэля Сантоса в Вашингтоне в декабре 2013 года

За более чем пятьдесят лет войны в Колумбии было убито больше 260 тысяч человек, преимущественно мирные граждане; десятки тысяч эмигрировали. По числу вынужденных внутренних мигрантов – шесть миллионов – Колумбия уступает, пожалуй, только Сирии. От мин лишь за последние 15 лет погибли или получили увечья 11 тысяч колумбийцев. Большие территории, особенно в сельской местности, остаются не разминированными.

FARC начинался как левое марксистское движение, пользующееся поддержкой Кубы, а затем Венесуэлы и Эквадора, и потому неизбежно вызывал беспокойство Вашингтона, которое усилилось многократно после того, как повстанцы стали финансировать свою деятельность за счет экспорта наркотиков, главным образом в США. На продаже кокаина FARC зарабатывал ежегодно до 3,5 миллиарда долларов. Вызовы в виде коммунистической экспансии и наркотрафика взывали к ответным мерам – и США их предприняли. Невзирая на критику этих мер со стороны правозащитных учреждений ООН. И при последовательной поддержке Конгресса, независимо от того, какая партия доминировала в законодательном органе, да и в Белом доме тоже.

Колумбия – главный бенефициар американской иностранной помощи в Западном полушарии. На укрепление своих силовых структур и экономики она получила в последние годы свыше 10 миллиардов долларов. Вложения оказались очень успешными. Силовые структуры укрепились настолько, что в Колумбии сегодня проходят обучение военнослужащие и полицейские из многих стран Латинской Америки; Соединенные Штаты всячески содействовали вступлению Колумбии в торговый блок "Тихоокеанский альянс", включающий также Мексику, Чили и Перу. Члены этого блока стоят на позициях либерализма в своей торгово-экономической политике и показывают куда лучшие результаты, чем Венесуэла или Боливия, исповедующие социализм. В Колумбии темпы роста ВВП в течение последних 8 лет достигали почти 4,5 процента, показатели безработицы и бедности рекордно низки.

Кроме того, как свидетельствуют международные организации, наряду с профессионализацией армии и полиции и на фоне экономического роста в стране значительно улучшилось общее состояние прав человека и, в частности, положение меньшинств – индейцев и потомков выходцев из черной Африки, безопасность журналистов, профсоюзных деятелей, общественных активистов. Следует также отметить, что Колумбия никоим образом не находится на иждивении США и что львиная доля средств, идущая на государственное строительство, местного происхождения. Словом, абсолютно понятно, почему "встреча президентов Обамы и Сантоса прошла на высокой оптимистической ноте", рассказала в интервью РС аналитик исследовательского Фонда "Наследие" Ана Кинтана:

Бойцы FARC в Колумбии

Визит Сантоса подавался как рабочий, но, по сути, он был чисто церемониальным. Да притом и немного запоздалым, так как 15-я годовщина запуска "Плана Колумбия" пришлась на июль прошлого года. Учитывая значимость даты, было немного странно слышать из Белого дома, что с приездом Сантоса следует повременить – из-за якобы перенасыщенности календаря президентских мероприятий. Белый дом распространил заявление по итогам саммита, в котором полностью поддержал грядущий мирный договор правительства Колумбии с повстанцами. И в договоре, на мой взгляд, по-прежнему слишком много изъянов, чтобы столь безоговорочно его принимать.

Ана Кинтана не отрицает, однако, что Колумбия далеко продвинулась по пути мирного урегулирования:

Статистика похищений людей, которыми промышляли и повстанцы, и противостоявшие им ультраправые "эскадроны смерти", претерпела фантастические изменения к лучшему: количество похищений уменьшилось за минувшее десятилетие процентов на девяносто. Число убийств – наполовину. Я знаю множество семей из Колумбии, которых накрыла волна киднеппинга. Мои очень хорошие друзья, близнецы, едва не были похищены, когда им было 12 лет, и родители вместе с ними были вынуждены спешно покинуть страну, которая балансировала тогда на краю пропасти. А на сегодняшний день, не побоюсь этого слова, Колумбия – образец для подражания во всем латиноамериканском регионе.

"То, что конфликт может не иметь чисто военного решения, вовсе не значит, что сила не является компонентом любого иного решения, и пример Колумбии тому подтверждение", – добавляет эксперт Фонда "Наследие". FARC, по ее словам, в военном смысле не проиграла, но она и не представляет на настоящий момент той экзистенциальной угрозы колумбийскому государству, которая существовала еще 10 лет назад. Так в чем же Ана Кинтана видит изъяны мирного договора?

Политика и коммунистическая идеология – это не то, на что FARC сегодня делает акцент, а вот ее влияние как игрока в мире наркобизнеса трудно переоценить

Да, политика и коммунистическая идеология – это не то, на что FARC сегодня делает акцент, а вот ее влияние как игрока в мире наркобизнеса трудно переоценить: американская разведка считает колумбийских повстанцев третьей по богатству террористической организацией, пропустившей вперед только ИГИЛ и ХАМАС. Поэтому мне трудно оправдать решение колумбийского правительства на время мирных переговоров приостановить спецоперации по перехвату грузов наркотиков, идущих из районов, контролируемых FARC. А поскольку такие операции велись неизменно при активнейшем участии США, то это решение, надо полагать, было принято по согласованию с администрацией Обамы. Опыление гербицидами с воздуха районов разведения кокаинового куста свернуто, и подается это как проявление гуманизма и признание того факта, что альтернатив выращиванию коки у крестьян сегодня нет. Согласно мирному плану, мероприятия по ликвидации посевов коки выводятся из ведения центрального правительства и передаются в компетенцию местных властей, которые могут их осуществлять или не осуществлять по своему усмотрению. В результате Колумбия вернула себе пальму первенства как главный поставщик кокаина на мировой рынок.

Из 67 крупных партизанских отрядов от силы 15 следуют линии центрального руководства

Весь блок вопросов, связанных с оборотом наркотиков, в мирном плане проработан плохо, и маловероятно, что прорехи будут заделаны в срок, к 23 марта, дате подписания документа. Руководство FARC утверждает, что выполняет обещание воздерживаться от наркотрафика и похищений, равно как и от военных операций, включая установку мин. И что примеры обратного, в том числе убийство 11 правительственных военнослужащих в апреле прошлого года, есть дело рук неких раскольников, не подчиняющихся приказам из центра. Колумбийские спецслужбы подтверждают, что из 67 крупных партизанских отрядов от силы 15 следуют линии центрального руководства. Удивительно поэтому, что план мирного урегулирования, претендующий на то, что он комплексный, всеобъемлющий, обходит молчанием вопрос о том, что делать с теми повстанцами, которые не откажутся ни от вооруженной борьбы, ни от наркоторговли.

Еще один пробел в мирном договоре, говорит Ана Кинтана, региональный: перестанут ли помогать FARC Эквадор, Куба и Венесуэла, которые делают это на протяжении многих лет? Кинтана немало удивлена тем, что Гавана и Каракас отобраны на роль согарантов договора, обязующихся способствовать расформированию партизанских отрядов и не предоставлять их бойцам убежища на своей территории. Но это риски долгосрочные. Список же текущих проблем эксперт Фонда "Наследие" пополнила следующими пунктами:

По правовому блоку вопросов мирного договора правительство Колумбии, мне кажется, капитулировало: почти все боевики FARC будут амнистированы с помощью хитроумного юридического маневра, состоящего в переквалифицировании уголовных преступлений в так называемые "политические", которые не предусматривают тюремного заключения или запрета на участие в политической деятельности, а только минимальные ограничения на свободу передвижения лиц, признавшихся в совершении такого рода деяний. К "политическим" правонарушениям причислены даже некоторые категории убийств, похищений и насильственное рекрутирование несовершеннолетних в партизанские отряды. Лица, причастные к сделкам с наркотиками, будут вообще помилованы, о чем уже сообщил Верховный суд Колумбии. Совершенно неправомерным мне представляется также решение Боготы не экстрадировать в Соединенные Штаты около 60 боевиков FARC, которым у нас предъявлены официальные обвинения в наркоторговле.

Тренировочный лагерь FARC в сельве

Ну и, конечно, нельзя пройти мимо пункта договора, в соответствии с которым президент Сантос будет обязан ходатайствовать перед Вашингтоном об исключении FARC из реестра террористических организаций. Попадание этого пункта в текст документа указывает на то, что он был заранее втихую согласован с Белым домом. Не могу поверить, что Сантос сделал это по собственной инициативе. Может быть, амнистирование FARC нужно для того, чтобы американские деньги могли направляться на мероприятия по интеграции повстанцев в мирную жизнь. Как бы то ни было, решение это явно преждевременное.

В этой связи эксперт Фонда "Наследие" Ана Кинтана приводит в пример дело россиянина Виктора Бута, который был осужден в США на 25 лет тюрьмы за намерение продать оружие боевикам FARC. Но даже исключение FARC из списка террористических организаций вряд ли приведет к переквалификации преступления Бута из уголовного в "политическое" и его амнистии.

Радио Свобода