В Тбилиси сегодня состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств Грузии, Турции и Азербайджана. Стороны подписали документ о безопасности в регионе и борьбе с терроризмом. Некоторые грузинские эксперты, между тем, не исключают, что одной из главных тем трехсторонней встречи могло стать обсуждение угроз, вызванных российско-турецким противостоянием.
Пятая по счету встреча министров иностранных дел Грузии, Турции и Азербайджана в формате регионального сотрудничества, который начал свою работу в 2012-м году, прошла вполне традиционно: много заявлений о дружбе и партнерстве и мало конкретики. Встреча проходила за закрытыми дверями, затем участники сделали заявления, из которых стало ясно, что на этот раз главы трех МИДов обсуждали не только торгово-экономические отношения. Министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе рассказал, что стороны договорились углубить сотрудничество в вопросах усиления безопасности в регионе и борьбы с терроризмом. Актуальность теме придавали теракты, произошедшие в Турции буквально накануне встречи.
«Мы вместе в борьбе против терроризма, и мы собираемся приложить максимум усилий, чтобы преодолеть угрозу глобальной безопасности. Мы обсудили ряд проектов стратегической важности, которые осуществляются не только для наших трех стран, но и для пользы всего региона. Мы приложим все усилия, чтобы прежние и новые проекты принесли большой успех», – заявил Джанелидзе.
Также министр подчеркнул, что в ближайшем будущем состоится первое заседание Совета по стратегическому сотрудничеству на уровне премьер-министров.
Your browser doesn’t support HTML5
Глава МИД Турции Мевлуд Чавушоглу в свою очередь подчеркнул, что «не бывает плохих или хороших террористов и борьба должна вестись не только против «Исламского государства». Также он назвал «неприемлемым сотрудничество кого бы то ни было с террористическими организациями», намекая, по всей видимости, на контакты между Москвой и курдскими движениями.
После брифинга главы внешнеполитических ведомств трех стран отправились в Карцахи, населенный пункт в регионе Самцхе-Джавахети, через который проходит строящаяся железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс. Там министры осмотрели работы и прокатились на пробном составе.
Несмотря на то что сегодняшняя встреча мало чем отличалась от других предыдущих встреч подобного формата, некоторые грузинские эксперты все же обращают внимание на то, что Анкара ведет себя откровенно активнее, чем обычно. Сегодня, например, глава МИД Турции вновь подчеркнул, что турецкие власти будут способствовать скорейшему вступлению Грузии в НАТО. А спикер грузинского парламента Давид Усупашвили признался, что на сегодняшней встрече с Чавушоглу они говорили об «укреплении общих позиций с целью избежать военной агрессии и вооруженных конфликтов в регионе».
Грузинский политолог Корнели Какачия считает, что активность Анкары в отношении Грузии обусловлена не только ее желанием «укрепить грузинские тылы» в случае возможной эскалации противостояния с Россией. Но это еще и сигнал Москве, говорит политолог:
«Думаю, одной из главных целей активизации турецкой дипломатии в Грузии является демонстрация того, что Анкара способна и готова проводить региональную политику, противоречащую интересам Москвы. Скажем так, создать России определенные проблемы на Кавказе и, в частности, в Грузии. Думаю, что адресатом этой политики активизации является не столько Тбилиси, сколько Москва. Надо отметить, что Турция всегда поддерживала стремление Грузии в НАТО, но, исходя из своих тесных торгово-экономических отношений с Россией, Анкара не придерживалась твердых позиций в этом вопросе. Сейчас же риторика кардинально изменилась», – говорит Какачия. «По сути, Турция превратилась в одного из «главных лоббистов Грузии на пути в НАТО».
В том, что противостояние между Москвой и Анкарой обсуждалось на сегодняшней встрече глав внешнеполитических ведомств Грузии, Турции и Азербайджана, не сомневается грузинский эксперт по международным отношениям, бывший глава грузинского МИДа (возглавлял ведомство в 1995-2003 годах) Ираклий Менагаришвили. Он также указывает на активизацию Анкары. Однако, по его словам, это вовсе не значит, что «за спиной Москвы выстраиваются какие-то планы, сговоры или козни», говорит Менагаришвили.
«Не думаю, чтобы кто-либо из здравомыслящих грузинских политиков мог бы помышлять о включении Грузии, об ее участии или какой-то роли при возникновении конфликта между нашими соседями. Это было бы губительно для нас во всех случаях. Но что касается перспективного формата участия Грузии в обеспечении региональной безопасности, то Грузия уже давно заявила, что ее стратегическая цель – это членство в НАТО. И мы уверены, что роль Североатлантического альянса в обеспечении безопасности в Черноморском регионе должна возрасти, иначе те вызовы, которые сегодня бурлят, действительно могут привести к серьезной дестабилизации».
Напомню, что между Турцией, Азербайджаном и Грузией также существует формат регионального сотрудничества на уровне министерств обороны. Последняя встреча глав оборонных ведомств трех стран состоялась в конце прошлого года в Стамбуле, где стороны договорились подписать меморандум об углубленном сотрудничестве в оборонной сфере. Ожидается, что документ, детали которого не разглашаются, будет подписан в ближайшее время.