Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес очередное решение по делу жителя Ингушетии против России. Суд признал, что российские власти несут ответственность за убийство молодого человека и за неэффективное расследование этого преступления.
Жителя города Карабулак, 20-летнего Апти Далакова убили 2 сентября 2007 года на глазах многочисленных свидетелей. Убийство получило широкую огласку и даже привлекло внимание представителей федерального руководства. Но взволновал их не факт расстрела молодого человека, а задержание ингушскими милиционерами группы захвата.
Комментируя очередную спецоперацию газете «Время новостей», прежний ингушский омбудсмен Карим-Султан Кокурхаев сказал: «Приезжают и творят, что хотят, их же не узнаешь, кто это был, – все в камуфляже, все в масках». В то время, по его мнению, в республике стало нормой, когда в людей сначала стреляют, а потом разбираются, кто они такие.
Собственно говоря, с самого начала никто не собирался заниматься расследованием убийства Далакова. Уже на следующий день после этого происшествия заместитель ингушского прокурора Павел Беляков, комментируя ситуацию федеральным СМИ, заявил, что Далаков оказал вооруженное сопротивление из имевшегося у него оружия. Министр МВД РИ Муса Медов и вовсе назвал его активным участником банды. Однако, согласно показаниям очевидцев, которых опрашивали сотрудники ПЦ «Мемориал», юноша и его друг Илез Долгиев просто испугались вооруженных людей в масках и побежали в разные стороны. По ним открыли огонь. Стреляли на поражение. Долгиева поймали и затащили в белый микроавтобус без номеров, а Апти сбила легковая машина на одной из центральных улиц Карабулака. Он поднялся и попытался бежать дальше.
Your browser doesn’t support HTML5
Очевидцы видели, как из машины вышел мужчина и выстрелил в Далакова несколько раз: сначала в бегущего, затем в лежащего на земле. Под убитого положили какой-то предмет, как потом выяснилось, гранату. Вокруг этого места стали собираться местные жители. Они были возмущены происходившим. Подъехали сотрудники городского отдела милиции и ОМОНа, которые тут же взяли в кольцо вооруженную группу людей в масках. Те отказались подчиняться требованиям милиции и угрожали оружием. Стрелять по представителям законной власти неизвестные силовики не решились. Их задержали и доставили в городской отдел. Пришлось применить силу, но тем самым спецгруппу спасли от возможной расправы возмущенных местных жителей. То, что задержанные оказались спецгруппой ФСБ, выяснилось уже в отделе, куда вскоре прибыл представитель этого ведомства с требованием отпустить сотрудников и вернуть им оружие, а также выдать гильзы, собранные с места происшествия. А еще через какое-то время начальнику карабулакской милиции Ахмеду Мурзабекову позвонили из республиканского МВД и также приказали отпустить задержанных. Против Апти Далакова возбудили уголовное дело по факту незаконного хранения оружия и покушения на жизнь сотрудников силовых структур. Были задержаны еще несколько друзей Далакова. Их, как и Апти, попытались обвинить в убийствах русских семей, покушениях на жизни сотрудников силовых структур, но в итоге всех отпустили. В том числе и Илеза Долгиева.
12 сентября 2007 года Ингушетию посетил полпред президента РФ по ЮФО Дмитрий Козак. На совещании в Магасе он подверг жесткой критики ингушских милиционеров. «Необходимо решить две главные задачи: это наладить нормальное и эффективное взаимодействие правоохранительных органов и установить порядок в органах внутренних дел», – отметил полпред. А когда речь зашла о спецоперации в Карабулаке, Дмитрий Козак возмущенно заявил: «Почему начальник РОВД Карабулака, допустивший избиение сотрудников, не уволен? Он должен с бандитами сидеть за решеткой».
Мурзабекова уволили. С бандитами, правда, не посадили, потому что не за что, потому что на своем посту Мурзабеков боролся с бандитами, за что и был убит в июле 2008 года. Так гласит официальная версия его убийства.
Попытались наказать и сотрудников милиции, принимавших участие в задержании спецгруппы ФСБ. Против них возбудили уголовное дело, но и в этом случае до наказания не дошло, дело прекратили. А вот добиться расследования убийства Апти Далакова так и не удалось. 14 августа 2008 года дядя убитого, Магомед Далаков, обжаловал бездействие следствия в Карабулакский районный суд. Судебные заседания откладывались несколько раз. Позднее власти РФ представили в ЕСПЧ копию решения Карабулакского районного суда, который 23 сентября 2008 года отклонил жалобу Далакова. Самого Магомеда не информировали ни о заседании, ни о решении суда. 25 августа 2009 года Далаков направил жалобу в ЕСПЧ. Интересы заявителя представляли юристы правозащитного центра «Мемориал» и Европейского центра защиты прав человека (EHRAC). 16 февраля текущего года суд рассмотрел дело Далакова и согласился с доводами заявителя о том, что в отношении его племянника была нарушена статья 2 (право на жизнь) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а власти так и не провели расследования законности действий сотрудников силовых структур, приведших к гибели Апти.
К сожалению, дело Далакова не последнее и далеко не единственное, которое предстоит рассматривать Европейскому суду в ближайшие несколько лет. По словам юриста ПЦ «Мемориал» Исы Гандарова, в настоящее время в производстве Европейского суда находится около 20 дел от жителей Ингушетии и Северной Осетии. «В основном эти дела связаны с похищениями и внесудебными казнями и направлены в суд при содействии юристов нашей организации», – поясняет Гандаров. Жалобы в Страсбург подаются и другими организациями, а также непосредственно самими гражданами, которые не смогли найти в России эффективных внутренних средств правовой защиты. За последние 15 лет на Северном Кавказе накопился огромный пласт нерасследованных дел, в которых фигурируют сотрудники силовых структур, как минимум превысившие свои полномочия.