Бюджет Министерства по делам беженцев и расселению в нынешнем году увеличен с 48 до 70 миллионов лари. Несмотря на это, министерство отказалось от субсидирования коммунальных нужд беженцев на зимний период, как это было в прошлом году. По рассказам беженцев из мест компактного проживания, зимой они вынуждены переселяться к близким и родственникам, поскольку не в состоянии оплачивать коммунальные услуги.
В прошлом году в зимние месяцы беженцы получили от Министерства по расселению ваучер на сумму 200 лари. В этом году, несмотря на возросший бюджет, в министерстве отказались от практики коммунального субсидирования.
Однако это лишь малая часть проблем – беженцы, проживающие вдали от Тбилиси, жалуются на пренебрежительное отношение не только со стороны госчиновников, но и энергетических операторов.
Городок Тетрицкаро находится в 50 километрах от Тбилиси. Компактно расселенные в корпусе бывшей городской больницы беженцы рассказывают о невыносимых условиях проживания. Гия Забахидзе, которому в свое время пришлось покинуть родную Гагру, получил жилье в Тетрицкаро в 2013 году, но зимой ему постоянно приходится селиться у родственников. Несмотря на многочисленные заверения чиновников по обеспечению достойного проживания, воз и ныне там, рассказал Гия Забахидзе:
Your browser doesn’t support HTML5
«В первый год никакого коммунального обеспечения не было. Газ завели в сентябре 2015 года. А затем неожиданно отключили. Я оплатил все расходы, указанные в квитанции. В газовой компании («Сокар-газ») говорят, что министерство (по делам беженцев) должно было выплатить 400 лари за монтаж сети, но до сих пор деньги так и не перечислены. Воды тоже нет, летом построили бассейн и водокачку, но вода не появилась. Что касается электроэнергии, в компании («ЭнергоПро») за подключение потребовали положить 50 лари авансом на депозит. Однако эти деньги под разными предлогами так и остаются на депозите, и компания отказывается мне их возвращать, пока квартира не будет приватизирована. Министерство и этим тоже не занимается, процесс по непонятным причинам застопорился».
Беженец из Пицунды Карло Иашвили тоже проживает в злополучном корпусе. Его обращения в министерство стали уже привычным делом, однако результатов так и не приносят:
«Они («Сокар-газ») прислали список тех, кому отключат газ, если они не выплатят 400 лари за осуществленный монтаж. Откуда они возьмут эти деньги? Наших пенсий и пособий не хватает даже на оплату коммунальных услуг. Я обратился к замминистра Цотниашвили и сказал, что мы здесь перемерзнем, как суслики, если нам не помогут. Положение катастрофическое».
В местном отделении компании «Сокар-газ» подтвердили, что перекрыли газ тем, кто не оплатил монтаж сети.
«Эхо Кавказа» связалось с заместителем министра по делам беженцев Мамукой Цотниашвили. Он подтвердил, что проблема существует, и пообещал, что ограничения на подачу газа будут сняты. В полдень он рапортовал, что все в порядке.
«Это был проект USAID по газификации мест компактного проживания беженцев. Министерство энергетики и «Сокар» достигли соглашения, что монтаж будет осуществлен на средства «Сокар», и он был осуществлен, однако в последний момент они выдвинули другие условия. Это внутреннее недоразумение, и беженцы ни при чем, мы искореним проблему в ближайшие дни. Что касается системы водоснабжения, то мы подключим ее сегодня», – заверил чиновник.
Мамука Цотниашвили пояснил, почему в министерстве решили отказаться от прошлогодней практики субсидирования коммунальных услуг. Причина – осуществление масштабных проектов для расселения беженцев, которые по сей день остаются без жилья.
Последнее заявление чиновника обескуражило беженцев. Вот что заявил по этому поводу Гия Забахидзе:
«Получается, что Грузия оплачивает электроэнергию, потребляемую Абхазией, а мы, беженцы, которых изгнали из Абхазии, оплачиваем электроэнергию здесь по двойной цене».