ПРАГА---Король умер, да здравствует король! Северная Осетия вновь стоит перед выбором, точнее, гадает, каким будет этот выбор. Кто станет преемником внезапно скончавшегося на прошлой неделе главы республики Тамералана Агузарова, будет ли это человек из его команды или Москва выступит с неожиданным предложением? Впрочем, это не единственные вопросы, которыми сегодня задаются в Северной Осетии. Наблюдателей поразила реакция общества на уход Агузарова. Проститься с ним на улицы Владикавказа вышло рекордное число людей – около 30 тысяч. Некоторые наблюдатели отмечали, что такое почтение народ выказал 100 лет назад Коста Хетагурову, многие говорили, что так провожали в последний путь дважды Героя Советского Союза Исса Плиева. За эти дни жители республики возвели Тамерлана Агузарова в ранг национального героя. О чем говорит эта невиданная активность, каковы настроения и ожидания североосетинского общества – эти и другие вопросы мы обсудим в рамках рубрики «Некруглый стол» с депутатом парламента Северной Осетии от партии «Патриоты России» Виталием Чельдиевым и политологом Рамазаном Цомаевым.
Нана Плиева: Чем успел запомниться Тамерлан Агузаров за те восемь с небольшим месяцев, что он возглавлял республику? Как вы объясняете столь эмоциональную реакцию людей на его уход?
Виталий Чельдиев: Я позволю себе немного придраться к вашим словам. Здесь, я думаю, не совсем уместно выражение: «Король умер, да здравствует король!» Мы все прекрасно понимаем, что люди, особенно журналисты, хотят каких-то громких заявлений, но в данном случае феномен Агузарова заключается в том, что он просто угадал чаяния народа. В течение восьми месяцев (а это, я бы хотел сказать, достаточный срок, чтобы позиционировать себя как руководителя республики, которому не чужды все чаяния людей, уверяю вас, это не громкие слова) буквально все болевые точки во всех сферах он обозначил и не просто обозначил, а предпринял конкретные шаги, чтобы реализовать их в положительном смысле. Что я имею в виду... Сегодня в Осетии здравоохранение – проблема №1. Сегодня в Осетии сельхоз земли, которые ушли в руки 50-ти человек, – проблема? Конечно, проблема. Сегодня в Осетии «Электроцинк» – проблема? Конечно, проблема. Вы знаете, он не решал политические пути выхода из ситуации, он решал их как патриот своей республики.
Your browser doesn’t support HTML5
Нана Плиева: Вы говорите, что люди ему поверили... Чем он успел вселить надежды в людей из разных социальных слоев, начиная от студентов, заканчивая простыми рабочими, которые вышли на улицы, – только ли разительным отличием от предшественников?
Виталий Чельдиев: Совершенно верно. Многие говорят, что он не был бы сегодня таким успешным, то есть он бы не запомнился, если бы предыдущие руководители не наследили столько. Да, конечно, предыдущие абсолютно никаким авторитетом у народа не пользовались, а у них были все возможности. 10 лет – достаточный срок для того, чтобы завоевать авторитет и доверие своего народа, но это не было сделано. Как же так, что за восемь месяцев он завоевал этот авторитет? И это вопрос к прошлой власти. Я хотел бы этот посыл сделать и будущей власти.
Нана Плиева: Теперь их точно будут сопоставлять.
Виталий Чельдиев: Конечно, если хотят иметь такой авторитет, то должны работать именно так. Кстати, хочу сказать, что в администрации Кремля попали в десятку, когда назначили Агузарова. Не все его ждали, не всеми он был прогнозируем, в частности, и нами. Мы тоже не предрекали, что будущим главой республики станет Агузаров. Все первые шаги, которые он начал делать, нашли отклик во всех политических партиях. Он действительно сплотил, дал надежду людям Осетии, и мы это все видели.
Нана Плиева: Это было, возможно, самое часто произносимое слово в последние дни – надежда... Господин Цомаев, вас удивила реакция общества и как вы ее объясняете?
Рамазан Цумаев: Не удивила, потому что Осетия соскучилась по настоящему лидеру, и он явился настоящим лидером – не прописанным, не тем, которого делигируют, а именно настоящим лидером нации, народа, республики. Понимаете, никто не заставит никого горевать или приходить на похороны или же проявлять уважение к данному лицу в той сфере, в которой оно было проявлено, и эта реакция было искренне продиктована настоящим уважением к данному лидеру. Честное слово, мы искренне скорбим по своему лидеру. Дай Бог нам, Осетии, сплотиться! Его память для нас является сигналом к тому, чтобы сплотиться вокруг своего народа. Дай Бог, чтобы Всевышний послал нам того лидера, которого мы заслуживаем, перед которым мы бы преклонялись.
Нана Плиева: Давайте все-таки поговорим о том, кто может быть следующим лидером, главой республики. Виталий Анатольевич, вы говорили о том, что Агузаров многое сделал за короткий срок, успел вселить надежду на перемены и эти перемены люди ждут – таков запрос общества. Как, на ваш взгляд, на этот запрос отреагируют элиты и кто сегодня в Северной Осетии тот политик, который может продолжить начатые Агузаровым институциональные преобразования?
Виталий Чельдиев: Вы абсолютно правы, Тамерлан Кимович очень высоко поднял планку руководителя республики. Всем будущим кандидатам надо помнить, что народ сориентирован на улучшение. Сегодняшний день просто не позволяет быть на стадии стагнации. Сегодня надо мобилизовать все ресурсы сил республики, чтобы наконец-то возродить у нас производство. Северная Осетия в северокавказском регионе всегда отличалась – тут была масса заводов оборонной промышленности, был как творческий потенциал, так и техническая интеллигенция очень была развита (она и остается), но в последнее время мы видим отток той же технической интеллигенции. Я хочу сказать, что на будущее кандидату надо понимать только одно – честное служение своему народу. Я понимаю, что он должен быть абсолютно самодостаточным человеком, который не замечен в каких-то коррупционных схемах. Северный Кавказ – особый регион в современной России, и мы должны понимать, что на Северном Кавказе эти коррупционные схемы завтра нам аукнутся. Вы извините, что я опять-таки кому-то угрожаю, но это не угроза. ИГИЛ – вот он, наступает, и здесь мы должны понимать, что люди, которые живут в Северной Осетии, должны верить своему руководителю, а через него руководству нашей страны. Это отнюдь не громкие слова, но мы должны сплотиться еще раз и каждый на своем участке выполнять то, что необходимо. Я представляю оппозиционную партию...
Нана Плиева: Господин Цомаев, мой следующий вопрос к вам. К сожалению, Рамазан Мурадиевич нас не слышит… Виталий Анатольевич, лидера фракции «Патриотов России» Арсена Фадзаева называют среди тех, кто может возглавить Северную Осетию. Хотя в федеральной прессе в кандидаты записали очень многих – чуть ли не всех, кто в публичном поле и связан с Северной Осетией. Это говорит о том, что понимание процессов в республике не очень хорошее… До назначения президентом Российской Федерации врио главы Северной Осетии на этом посту остается премьер-министр Вячеслав Битаров. Возможно, и его кандидатуру внесет Москва в парламент. Среди возможных претендентов – замминистра по делам Северного Кавказа Олег Хацаев, бывший начальник УФСБ по Северному Кавказу Теймураз Калоев, секретарь Общественной палаты республики Эльбрус Бокоев, лидер фракции КПРФ в региональном парламенте Елена Князева, член Совета Федерации Александр Тотоонов, депутат Госдумы Зураб Макиев, как я уже говорила, Арсен Фадзаев, – очень много имен. За кого бы вы проголосовали, если отвлечься от партии и представить, что среди претендентов не будет имени вашего лидера Арсена Фадзаева, кому бы вы отдали свой голос?
Виталий Чельдиев: Простите, я не понял, вы сказали, если не будет Арсена Фадзаева?
Нана Плиева: Понятно, что вы в любом случае поддержите Арсена Фадзаева. Если в парламент внесут другие кандидатуры, то каким должен быть претендент, которого вы готовы поддержать?
Виталий Чельдиев: Я опять скажу те банальные слова, которые уже люди говорят. Очень тяжело говорить, но тем не менее я скажу: сегодняшний премьер-министр Вячеслав Зелимханович Битаров, когда его представлял на должность премьер-министра покойный уже Тамерлан Кимович, и после этого наша фракция выступила, Фадзаев сказал однозначно, что кандидатура Битарова Вячеслава Зелимхановича устраивает все политические силы. Он является тем человеком, который может действительно консолидировать общество. Многие ставят в минус то, что этот человек пришел от бизнеса. Слава Богу, что он от бизнеса. Человек, который сделал сам себя и создал рабочие места в республике. Когда мы говорим: от власти, что у него есть руководящий опыт, вопрос к тем руководителям, – а что они сделали для того, чтобы руководство было эффективным. Есть понятие «эффективный менеджмент». Вот на сегодняшний день в Осетии нет явных лидеров, которые себя проявили как эффективные менеджеры. В случае с Битаровым, да, действительно, он создал свою корпорацию, у него есть даже холдинг, который включает в себя не только пивоварение, но там есть сельхоз-, агропроизводство... И, самое главное, порядочность. Когда формировал команду и кабинет министров, он сказал: «Мне не важны их профессиональные качества. Для меня самое главное качество – его порядочность».
Нана Плиева: То есть вы готовы поддержать управленца нового типа – не чиновника, а успешного человека из бизнеса, который что-то изменит уже во власти...
Виталий Чельдиев: Абсолютно верно, и такая человеческая характеристика его. Мы же живем в Осетии, республика маленькая, все друг друга прекрасно знают. Конечно, мы, «Патриоты России», будет предлагать кандидатуру Арсена Сулеймановича, но если немного абстрагироваться от него, то, конечно же, Битаров Вячеслав Зелимханович – это наше мнение. В то же время мы не исключаем возможности прихода к власти Калоева, который представляет силовые структуры ФСБ, нынешнего губернатора Севастополя Сергея Меняйло... Это те волевые, решительные люди, которые не замешаны ни в каких коррупционных схемах. Вот это самое главное, а то, что старая власть себя полностью скомпрометировала, оставила республику банкротом, – это мы сегодня видим и каждый гражданин Северной Осетии на себе чувствует.
Нана Плиева: Виталий Анатольевич, политический класс воспринял общественные сигналы, за этим последуют быстрые перемены? Он готов к этим переменам, готов идти навстречу обществу? Если этого не произойдет, то какова будет реакция людей? Мы наблюдаем это брожение…
Виталий Чельдиев: Одно то, что установка новому кабинету министров, чтобы министры были назначены при условии на один год. Если профильные министры в течение года себя не проявят, он сказал мне, что никто не будет сидеть в кресле министра. Он призвал всех служить, естественно, по своему профессиональному призванию, в тех сферах, где они себя видят, и назначенные управленцы, я считаю, патриоты. Сейчас очень высока проблематика именно патриотизма. На самом деле, когда ситуация в республике, да и в целом в России, далеко неоднозначная, когда нам надо всем понять, что надо служить Родине, – вот это понимание сегодня немного девальвировано. Мы сейчас возвращаемся к тому, что нужны руководители-патриоты, и тот карт-бланш, который дан нынешнему кабинету министров, далеко себя не исчерпал. Люди ждут именно от этой команды решения каких-то проблем.
Нана Плиева: То есть у господина Битарова есть эта общественная поддержка сейчас...
Виталий Чельдиев: Вы абсолютно верно сейчас заметили, что у господина Битарова есть такая поддержка. Мало того, народ ждет, что Битаров продолжит тот вектор, который обозначил Агузаров, что именно он продолжит работать в этом направлении. Я не думаю, что сейчас есть необходимость создать новую команду, ведь команда, которую создал Тамерлан Кимович Агузаров, себя еще не реализовала – она полна сил и энергии. Давайте мы им дадим возможность доработать тот задел, который они уже сделали, – год еще не прошел. Я понимаю, администрации Кремля как бы сверху виднее, но мы здесь, на местах живем. Мы – депутаты парламента, и прекрасно понимаем боль и чаяния людей.