Сегодня президент Нацбанка Георгий Кадагидзе сложит свои полномочия. Также он покинет место в Совете Нацбанка. Эксперты по-разному оценили семилетний период деятельности Георгия Кадагидзе. Со следующей недели парламент приступит к обсуждению кандидатуры Кобы Гвенетадзе на место в Совете Нацбанка.
Эра правления Георгия Кадагидзе на посту президента Нацбанка подошла к концу. Сегодня он покинет пост, однако его подпись на купюрах нового образца еще долго будет напоминать о его противоречивой деятельности.
Деятельность Георгия Кадагидзе, который занял этот пост в 2009 году, возможно, так бы и осталась незамеченной для большинства граждан, если бы не острый валютный кризис конца 2014-го – начала 2015 года. Парламентское большинство «Грузинской мечты» не раз обвиняло Георгия Кадагидзе в деструктивной деятельности на этом посту. В противовес оппозиционное «Нацдвижение» полностью поддерживало действия Нацбанка. Не раз позитивно оценивали деятельность Нацбанка и Георгия Кадагидзе и зарубежные специалисты.
Экспертное сообщество также расходится в оценках вокруг его деятельности. Банковский эксперт Лия Элиава оценивает период его правления исключительно в негативном контексте:
«На протяжении семи лет Нацбанк Грузии не выполнял свою основную задачу по стабилизации инфляции. Кроме того, Нацбанк не сумел снизить уровень чрезмерной зависимости экономики от доллара, а, наоборот, способствовал его повышению. И, наконец, Нацбанк допустил в стране жесточайший валютный кризис, который очень больно ударил по экономике и населению».
Your browser doesn’t support HTML5
Что касается звания лучшего банкира Восточной Европы за 2015 год, присужденного авторитетным изданием The Banker Георгию Кадагидзе, то, по мнению Лии Элиава, объективность подобных оценок весьма сомнительна:
«Это анекдотичная ситуация, так как никто в глаза не видел, за какие заслуги ему присудили это звание. Когда я попыталась получить эту информацию от журнала The Banker, он потребовал несколько десятков фунтов за то, чтобы поделиться соображениями, по каким именно критериям Георгий Кадагидзе был назван лучшим центральным банкиром».
Не все разделяют подобные оценки. Банковский эксперт Георгий Кепуладзе считает, что деятельность Кадагидзе на своем посту можно оценить как положительную:
«От ошибок не застрахован никто, однако за валютный кризис правительство несет не меньшую ответственность, чем Нацбанк. При скоординированной работе правительства и Нацбанка валютный кризис был бы не таким масштабным, однако стороны увязли во взаимных обвинениях, и время было упущено. Что касается излишней долларизации экономики, то Нацбанк, несмотря на декларированный курс по преодолению этого явления, так и не смог выполнить эту задачу. Главной причиной стало стремительное обесценивание лари, доверие к которому оказалось подорванным. Количество долларовых депозитов на сегодня превышает 70%».
На следующей неделе парламентарии обсудят новую кандидатуру на вакантное место члена Совета Нацбанка. На эту должность президент Грузии Георгий Маргвелашвили представил кандидатуру Кобы Гвенетадзе, который на протяжении 13 лет занимал ответственные должности в МВФ. По информации экспертов, шансы, что в случае одобрения парламентом Коба Гвенетадзе может претендовать на кресло президента Нацбанка, весьма высоки.
Вот что по этому поводу заявил Георгий Кепуладзе:
«Мы вместе с президентской администрацией были активно включены в вопрос отбора кандидатур, и скажу, что фигура Гвенетадзе была достойной. Он профессионал своего дела и, что немаловажно, не ассоциирован с теми или иными политическим группами и полностью соответствует тем критериям, которыми должен обладать кандидат».