Выдвижение кандидатов в судьи Европейского суда по правам человека от Грузии проходит на фоне скандала. Гражданский сектор выступил резко против кандидатуры члена Совета юстиции Евы Гоциридзе. Правозащитники считают, что Гоциридзе оказалась в числе кандидатов в результате лоббирования со стороны властей.
Кандидаты в судьи Страсбургского суда от Грузии были отобраны сегодня специальной правительственной комиссией. Всего сегодня было около пятидесяти желающих, но предварительный отбор прошли только пятеро. Помимо Евы Гоциридзе, на должность судьи претендуют замминистра обороны Анна Каландадзе, замминистра юстиции Александр Барамидзе, бывший главный прокурор Георгий Бадашвили и юрист Нана Мчедлидзе.
В отборочную комиссию, помимо членов правительства, входили омбудсмен Уча Нануашвили и представители профильных НПО. Последние сегодня не скрывали своего возмущения, обнаружив Еву Гоциридзе в итоговом списке.
Глава Ассоциации адвокатов Заза Хатиашвили пригрозил, что, в случае утверждения кандидатуры Гоциридзе, он будет устраивать акции протеста перед зданием Страсбургского суда. Решительно настроена и глава Ассоциации молодых юристов Анна Нацвлишвили. Она представляла в комиссии «Коалицию за независимое и прозрачное правосудие», объединяющую более 30 правозащитных НПО:
Your browser doesn’t support HTML5
«Очень жаль, что представители власти поставили Еве Гоциридзе наивысшие оценки. Тем самым наши подозрения, что власть активно вмешивается в деятельность Совета юстиции, подтвердились. Видимо, власть решила таким образом вознаградить Гоциридзе за то, что она исполняла в Совете юстиции ее указания. Она проголосовала за назначение на должность судьи Апелляционного суда Левана Мурусидзе. А его вердикты строго раскритикованы Страсбургским судом. Гоциридзе также считает, что судьи не должны говорить о проблемах, существующих в судебной системе. Я думаю, что она не соответствует высоким профессиональным и моральным критериям Европейского суда, потому я поставила ей оценку «ноль».
Именно в этой оценке «ноль» и видит предвзятость представителя НПО главная героиня скандала, доктор правоведения Ева Гоциридзе:
«Это был пик предвзятости и необъективности. Они (представители НПО), всегда критикуя процесс назначения судей Советом юстиции, сами проявили такую необъективность. Ведь оценивалась моя профессиональная компетентность, а я очень уверенно себя чувствую в этой сфере».
По словам Гоциридзе, она в Совете юстиции не следует указаниям власти, а действует по своему профессиональному усмотрению, учитывая нужды судебной системы.
Один из членов конкурсной комиссии, депутат от правящей коалиции «Грузинская мечта» Эка Беселия критику представителей правозащитных организаций считает необоснованной. Она напомнила, что прежняя власть к такой открытой практике при подборе грузинского судьи Европейского суда по правам человека не прибегала.
С этим согласна правозащитница Лия Мухашаврия. По ее словам, сейчас Грузию в Страсбургском суде представляет Нона Цоцория, в прошлом заместитель главного прокурора Зураба Адеишвили, которая неоднократно была замечена в лоббировании интересов «Нацдвижения». Впрочем, с проблемой ангажированности в Страсбургском суде сталкиваются часто, особенно когда речь идет о странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Говорит Лия Мухашаврия:
«Уверяю вас, Совет Европы очень серьезно подходит к этому вопросу, там очень внимательно изучают биографию отобранных кандидатур. Сами они позаботятся о том, чтобы выбор остановился на наилучшем кандидате. Он должен быть очень хорошим юристом, с богатым профессиональным опытом и очень высокими моральными стандартами. Ведь Совет Европы может отказаться от предложенных от Грузии кандидатур, и этот процесс (отбора) начнется заново».
Согласно процедуре, правительство Грузии из названных сегодня пяти кандидатов должно выбрать троих и направить их данные Совету Европы. Он и определит единственного судью, который будет представлять Грузию в Страсбургском суде в ближайшие 10 лет. Его имя будет оглашено осенью этого года.