В Цхинвале продолжается снос незаконных построек. Как сообщила сегодня пресс пресс-служба администрации города, начатая в прошлом году работа в микрорайоне Жилмассив будет продолжена. На этой неделе коммунальщики приступят к сносу самостроя и в районе Целинников. Параллельно будет проводиться уборка прилегающих территорий.
Администрация Цхивнала уже направила владельцам незаконных построек уведомления о предстоящем сносе.
«Все ветхие сараи, постройки, ограждения, которые наводят антисанитарию в городе и портят внешний облик столицы нашей республики в течение 20 лет, будут снесены», – заявил сегодня информагентству «Рес» мэр Цхинвала Алан Алборов.
По словам югоосетинского журналиста Коста Коштэ, отношение горожан к сносу ветхих построек неоднозначное. За время конфликта, когда Цхинвал находился практически в осадном положении, в городе появилось множество убогих сарайчиков, в которых люди хранили нехитрые припасы, старую утварь, дрова. Времена меняются, война позади, все понимают, что пришло время вернуть городу его прежний лоск. Но, с другой стороны, хватает и недоверчивых горожан, у которых возникают сомнения в непритворности заявленных властями целей, говорит Коста Коштэ:
Your browser doesn’t support HTML5
«Отчистить город от самостроя, от некрасивых, выпадающих из архитектурного облика строений – эта тема возникла давно, где-то в 2002-2003 годах. Много мэров пытались это сделать, но всякий раз натыкались на «родственное право», заступничество власть предержащих за владельцев построек, и инициативы сходили на нет. Сейчас, судя по всему, могут довести это дело до конца. Хорошо, если цель предприятия лишь в очистке города и в нем нет какой-то подоплеки. Но если сносят, чтобы передать какому-то дяде высвобожденные участки, – это уже другой вопрос».
Есть еще один аспект проблемы сноса самостроя. За эти 20 лет во многих сарайчиках люди обустроили свой нехитрый бизнес – вулканизации, автомастерские и прочее. Они и по сей день кормят семьи. Как власти поступят с ними?
«Мы постараемся выделить этим предпринимателям земельные участки под их маленький бизнес и обязать их, чтобы новые строения имели приемлемый внешний вид, – говорит мэр Цхинвала Алан Алборов. – Естественно, мы постараемся, чтобы новые участки были неподалеку от насиженных мест и предприниматели сохранили свою клиентуру. Мы постараемся максимально корректно с ними обойтись.
– Можно надеяться, что им дадут какие-то недорогие кредиты на строительство?
– Этот вопрос не к мэрии. Мы только сможем помочь им привести все документы в должный порядок, согласовать новые строения с городской архитектурой. Мы не требуем от владельцев каких-то дорогостоящих проектов, нам важно, чтобы новые строения были опрятными, внешне симпатичными и отвечали санитарным нормам».
Архитектор Феликс Багаев приветствует и снос ветхого самостроя, и озеленение Цхинвала, за которое в последнее время активно взялась городская администрация. Однако, убежден архитектор, этого недостаточно, чтобы город стал красивым:
«Надо хотя бы дома покрасить. У нас фасады домов все серые. Меня этот серый цвет убивает. Возьмите хотя бы города Норвегии или Швейцарии, где красят фасады в разные цвета. Это ведь очень эффектно смотрится. Я предложил эту идею мэрии, градоначальники проявили интерес. Теперь я должен предоставить им перспективные варианты. Посмотрим, что они скажут».
По словам Феликса Багаева, в мэрии обещали рассмотреть его предложения и принять решение до конца марта.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия