"Вам нечего делать в Грозном"

В руководстве Чечни отрицают связь нападения с президентом республики Рамзаном Кадыровым

В Ингушетии ведутся поиски неизвестных, которые вечером в среду напали на правозащитников сводной мобильной группы "Комитета по предотвращению пыток", а также на российских и иностранных журналистов. По последним данным, в результате нападения восемь человек пострадали, четверо госпитализированы, их автомобиль был сожжен. Правозащитники и журналисты направлялись в Чечню, нападавшие же, по свидетельствам очевидцев, оттуда приехали и в том же направлении скрылись.

Нападение было совершено на территории Ингушетии в районе административной границы с Чечней. Как заявил официальный представитель министерства внутренних дел Ингушетии, "около 19:30 на 595-м километре федеральной трассы "Кавказ" в районе городского поселения Сунжа неустановленными лицами был остановлен микроавтобус, в котором находилась группа лиц, автомашине были причинены повреждения".

"Мы выехали с бензозаправки – это было в 19:05 (я обратил внимание на часы), а минут через пять наш водитель резко дал по тормозам, – рассказывает корреспондент Медиазоны Егор Сковорода, – я посмотрел вперед и увидел, что нас подрезала какая-то легковушка. Тут же посыпались стекла. Стало понятно, что какие-то люди окружили наш микроавтобус и бьют по стеклам, а разбив их, начали палками бить тех, кто находился внутри. Мы сгруппировались в проходе, но нападавшие смогли проникнуть внутрь, начали выхватывать людей, выкидывать их в кювет и там избивать".

По словам Александрины Елагиной из The New Times, нападавших было не менее пятнадцати. "Они преследовали цель нас запугать, потому что побить побили, но если бы хотели сделать с нами что-то серьезнее, сделали это сразу. Это был такой устрашающий манифест о том, что ни правозащитникам, ни журналистам в Чечне делать нечего. Собственно это они и говорили и кричали еще, что мы защищаем террористов, и не наше дело отстаивать интересы чеченского народа".

После этого нападавшие подожгли автомобиль, и уехали в сторону Грозного.

В результате нападения пострадали восемь человек, трое из которых, по словам Александрины Елагиной, госпитализировны. Это корреспондент норвежского издания Ny Tid Ойстейн Винстдад, журналист "Шведского радио" Лена Мария Перссон Лоефгрен, а также водитель микроавтобуса, которому досталось больше остальных.

"Полиция приехала на удивление быстро, – говорит Александрина Елагина,- часть ребят повезли в больницу, а часть поехала в отделение полиции, где нас начали расспрашивать о подробностях происшедшего. По словам полицейских, до границы с Чеченской республикой оставалось буквально 500 метров и нам говорят: слава богу, что вы не успели пересечь границу, потому что там уже была бы юрисдикция Грозного, а мы знаем, в том числе и по публикациям коллег, что может происходить там в правоохранительных органах и как это расследуется".

Представитель МВД Ингушетии также сообщал, что, "по предварительной информации, злоумышленники, очевидно, знали, что правозащитники направлялись в Чечню, поскольку ранее они уже ездили туда неоднократно, и злоумышленники своей хулиганской выходкой непосредственно на административной границе обеих республик, таким образом, могли остановить очередную поездку правозащитников в Чечню". Пострадавшие правозащитники отметили, что нападавшие уехали на территорию именно этой республики.

Сообщение о нападении на группу правозащитников и российских и иностранных журналистов на границе Ингушетии и Чечни вечером в среду появилось и на сайте президентского Совета по правам человека. "Примерно в 19.15 на границе Ингушетии и Чечни группа неизвестных, передвигавшихся на трех автомобилях, напали на группу правозащитников из Сводной мобильной группы и журналистов", – заявил председатель "Комитета по предотвращению пыток" и член СПЧ Игорь Каляпин. По его данным, "журналисты и правозащитники избиты, у двоих отобрали мобильные телефоны, автомобиль правозащитников разбит и подожжен".

В свою очередь, член "Комитета по предотвращению пыток" Дмитрий Утукин написал в своем микроблоге Twitter, что "микроавтобус с журналистами и правозащитниками блокировали легковые машины". "Стали бить стекла и кричать: "Выходите, террористы". Когда все покинули машину, нападавшие стали всех избивать. Машину подожгли", – написал правозащитник.

По данным Дмитрия Утукина, "сильно пострадали журналисты из Норвегии и Швеции", а также сотрудники "Комитета по предотвращению пыток" Иван Жильцов и Екатерина Ванслова. "У Кати сильно болит нога, у Ивана разбит нос", – сообщил правозащитник.

После нападения неизвестных на микроавтобус с правозащитниками и журналистами на административной границе Ингушетии с Чечней вечером в среду было возбуждено уголовное дело по факту хулиганства ( ст. 213 УК РФ) и умышленного уничтожения имущества (ст. 167 УК РФ).

В руководстве Чечни назвали абсурдными слова представителя организации "Репортеры без границ" Йохана Бира о связи нападения на журналистов и правозащитников, произошедшего накануне в Ингушетии, с заявлениями главы республики Рамзана Кадырова. Об этом агентству "Интерфакс" сообщил пресс-секретарь чеченского лидера Альви Каримов. "Высказывания Бира свидетельствуют, что он не владеет ситуацией и не располагает достоверной информацией, поэтому в резкой и безответственной форме говорит абсурдные вещи", – сказал Каримов.

В свою очередь уполномочнный по правам человека при главе Чечни Рамзане Кадырове Нурди Нухажиев, отвечая на вопрос корреспондента телеканала "Дождь" о том, кто мог организовать нападение, заявил, что к этому может быть причастен председатель межрегиональной общественной организации "Комитет по предотвращению пыток" Игорь Каляпин. "Я его не обвиняю, я говорю, что это его почерк", — добавил омбудсмен.

Министерство иностранных дел Норвегии уже потребовало от России объяснений по поводу нападения на журналиста издания Ny Tid Эйстейна Виндстада на границе с Чечней, сообщил агентству FlashNord представитель ведомства. По словам редактора Ny Tid Трульса Ли, у журналиста Э. Виндстада в результате нападения выбиты зубы, имеются порезы на лице и колене, синяки по всему телу. "Мы требуем от российских коллег объяснений по поводу произошедшего", – сказал представитель МИД королевства.

Вечером во вторник неизвестные напали также на штаб-квартиру Сводной мобильной группы "Комитета по предотвращению пыток" в ингушском Карабулаке. Как сообщил Дмитрий Утукин, к офису приехали люди в камуфлированной одежде в масках, вооруженные автоматическим оружием. "Приехали на пяти машинах к нашей квартире вооруженные люди, один сбил камеру видеонаблюдения в подъезде. Трое других залезли через окно", – написал он в Twitter.

"Наш системный администратор, который наблюдал за офисом через интернет, сказал, что какие-то вооруженные люди подошли к его дверям,- поясняет член Комитета по предотвращению пыток Олег Хабибрахманов,- некоторые в гражданке, некоторые в камуфляже, с закрытыми лицами, в масках, вооруженные автоматическим оружием, проникли в офис, его осмотрели, обнаружили камеры видеонаблюдения, вывели их из строя и выключили роутер. На этом вся визуальная информация, которую мы получали из офиса, закончилась. Со слов соседей нам известно, что после этого из офиса что-то вынесли - то ли дела, то ли технику. Непонятно, что это были за люди, и мы туда не стали направлять наших сотрудников, потому что это было просто небезопасно в тот момент. У меня есть подозрения, что это были сотрудники полиции. Потому что на некоторых кадрах у них видны шевроны,хотя различить их невозможно, и люди явно осматривали место очень профессионально. Мы уже, к сожалению, имеем опыт погрома и поджога наших офисов в Грозном, и те гражданские погромщики действовали совершенно иначе, их главной задачей было разгромить и нанести как можно больший ущерб. Вот в действиях этих людей я такого не увидел. Поэтому есть предположение, что это были сотрудники полиции".

Сегодня в Москве коллеги пострадавших в Ингушетии журналистов проводят серию одиночных пикетов у здания Администрации президента России, соответствующее приглашение размещено в социальной сети Facebook

Радио Свобода