К акциям протеста студентов Тбилисского государственного университета сегодня присоединились учащиеся других вузов. Студенты требуют автономии университета. Положением в ТГУ заинтересовались президент и премьер-министр страны.
Всю прошлую ночь группа студентов ТГУ провела в здании первого корпуса. Накануне после шумной акции протеста было решено отложить проведение выборов канцлера – второго по значимости после ректора человека в вузе. Студенты выступают против единственного кандидата на этот пост – Георгия Гаприндашвили. Сегодня их поддержали учащиеся Государственного университета Илии – устроили шествие к первому корпусу ТГУ. Студенты говорят, что проблемы, перед которыми встал сегодня ТГУ, – это проблемы не одного взятого вуза, а системы в целом. У учащихся три основных требования, и они планируют продолжать акции протеста до тех пор, пока они не будут выполнены, говорит студент ТГУ Торнике Шеварднадзе.
«В первую очередь мы требуем убрать из университета представителей службы госбезопасности, занимающих в вузе административные должности. Наличие таковых в ТГУ признал сам ректор университета. Во-вторых, мы хотим, чтобы была проведена реформа студенческого самоуправления, чтобы его представителям ограничили осуществление различных проектов, и эта привилегированная группа со своей иерархией – президентом, первым, вторым, третьим заместителями была расформирована. Единственное, чем должно заниматься самоуправление, – доносить голос студентов до администрации. И, наконец, наше третье требование: мы хотим, чтобы Георгий Гаприндашвили снял свою кандидатуру», – говорит студент ТГУ Торнике Шеварднадзе.
Your browser doesn’t support HTML5
По его словам, Гаприндашвили в прошлом покрывал членов студенческого самоуправления, избивавших студентов, которые высказывали сомнения относительно целесообразности распределения бюджетных средств фонда. Кроме того учащиеся говорят о его связи с представителями службы госбезопасности, занимающими должности в вузе.
Свою обеспокоенность относительно происходящего сегодня высказал премьер-министр страны Георгий Квирикашвили:
«Напряжение в ТГУ растет. Исходя из того, что на фоне эскалации появились определенные сомнения относительно вмешательства властей в процесс, я хочу попросить ректора ТГУ Владимира Папава максимально обеспечить прозрачность процесса выборов. Также я хочу попросить сторонников Георгия Гаприндашвили, находящихся в сенате, как и его самого, принять во внимание сложившуюся ситуацию, и для того чтобы избежать какого-либо противостояния между студентами, – снять свою кандидатуру».
В свою очередь, советник президента Каха Кожоридзе заявил, что выборы канцлера – это внутренний кадровый вопрос, решать который следует в стенах университета, без вмешательства извне. Его больше заботит присутствие в вузе представителей службы госбезопасности. Подобная практика, по словам Кожоридзе, существовала и в администрации президента, правда, была искоренена президентом Георгием Маргвелашвили сразу после того, как он занял эту должность.
«Подобное в университете – это абсолютный анахронизм. Само слово «свобода» если должно где-либо реализоваться, – то в первую очередь именно в университете. Поэтому для нас категорически неприемлемо присутствие представителей службы госбезопасности в университете. Такого же мнения придерживаются студенты и ректор. Это однозначная позиция нашего президента и его администрации».
То, что ситуация в ТГУ волнует премьер-министра страны, положительно оценивает представитель центра по изучению и мониторингу прав человека Гурам Имнадзе. Впрочем, он считает, что призывать кандидата на пост канцлера отказаться от участия в выборах он права не имел, так как это походит на вмешательство премьера во внутренние дела университета. А вот к вопросу присутствия представителей службы госбезопасности в вузах Квирикашвили имеет самое прямое отношение, говорит Имнадзе. В 2015 году парламент, продолжает он, утвердил законодательную инициативу, которая определила список тех ведомств и госучреждений, где присутствие сотрудников службы госбезопасности является необходимым:
«Тогда были разговоры об упразднении этого института, но парламентарии эту идею не поддержали, и на сегодняшний день мы имеем тот же, правда, немного видоизмененный, закон. До 2015 года офицеры службы госбезопасности могли быть направлены в любое госучреждение. В 2015 году же был составлен специальный список таких ведомств – это, например, аэропорт, железная дорога и прочее. ТГУ в нем нет».
Тем не менее, продолжает Имнадзе, есть одно важное обстоятельство. Офицеры службы госбезопасности, как правило, занимали определенные должности в тех госучреждениях, куда они направлялись. А парламент, внеся поправки в закон, не озаботился тем, как поступить с этими людьми: обязаны они покинуть занимаемые должности или нет. Таким образом, получилось, что подобная деятельность вроде бы была запрещена, но офицеры остаются на своих местах, и госслужба вправе контролировать их. Кроме того, говорит Имнадзе, следует принимать во внимание тот факт, что служба госбезопасности является закрытым ведомством. Нет информации даже о том, сколько именно людей трудоустроены в нем. Соответственно, каким образом оно может использовать этот механизм, – никто не знает.