Сегодня в конференц-зале сухумской гостиницы «Атриум-Виктория» началось организованное Советом Европы мероприятие под названием «2016 – Серия европейских лекций». Я был приглашен на него, как и другие абхазские журналисты, в последние годы не раз участвовавшие в организуемых Советом Европы семинарах в разных странах.
Просторный зал был полон слушателями, в основном молодыми людьми. Поскольку лекторы выступали на английском языке, на каждом кресле лежали наушники, через которые можно было слушать перевод на русский (язык межнационального общения в Абхазии, к тому же с переводчиками на абхазский пока у СЕ «напряженка»). А в перерыве между лекциями я попросил главного организатора этой серии, давнего знакомого и друга абхазских журналистов, сотрудницу Совета Европы Анну Капелло рассказать мне о ней. Вот что она сообщила:
«Это не первое мероприятие, а второе. Мы проводили уже такое мероприятие в феврале прошлого года. Это серия лекций, в которых эксперты из разных стран Европы знакомят слушателей с современными стандартами в определенных сферах. Например, роль женщин в процессе принятия решений, или как защищать персональные данные людей, по каким правилам и так далее. Это обычные вопросы, которые касаются жизни людей каждый день. Идея возникла почему? Потому что когда мы проводим мероприятия в Европе, туда мало людей может поехать, слишком велики расходы. А здесь наших экспертов шесть – и сто человек в зале. Сто человек могут слушать и общаться с экспертами. Абхазия – это первый этап. Потом мы будем в Тбилиси тоже… Есть у нас эксперт из Боснии и Герцеговины. Двое – из Великобритании. Одна из Ирландии, один из Финляндии, и один из Словакии. Еще я – итальянка, моя помощница тоже из Италии, так получилось. Есть также техники из Франции, переводчики из России… Международная команда».
Поселились организаторы серии лекций в сухумском отеле «Леон». Аналогичные серии, говорит Анна, проводились в Молдавии, в ряде балканских стран.
Она упомянула уже темы некоторых лекций. Сегодня рассказывалось еще, в частности, о Европейском суде. Завтра темой одной из лекций будет «Интеграция инвалидов в общество: образование, работа, жилищные вопросы, окружающая среда».
Впечатления о сегодняшней серии лекций наложились у меня на воспоминания о прочитанном вчера интервью агентству «Акцент» одного грузинского журналиста, где он делится своим видением того, каковы настроения абхазских политиков, представителей экспертных кругов, в частности, по отношению к России и Западу. С чем-то в его рассуждениях я бы согласился, с чем-то поспорил. Но, похоже, он вряд ли знает, что с 1993 года вплоть до начала нулевых годов именно ооновские и европейские структуры активно работали с абхазским гражданским обществом, в то время как Россия вообще здесь почти никак не присутствовала. Потом уже, особенно после признания независимости РА, Москва стала брать все в Абхазии под свою плотную опеку. Но контакты с европейскими структурами и международными НПО тем не менее в известной мере сохранились… И очень удивило меня такое место в интервью: «Что касается России, то, как мне кажется, абхазы не питают к ней каких-то особых, выраженных теплых чувств, в отличие, например, от жителей Южной Осетии. Абхазы не видят Абхазию в составе РФ, и, более того, я слышал такое мнение, что они вынуждены придерживаться пророссийского курса только потому, что Грузия не желает идти на их признание».
Простите, но «теплые чувства» – это одно, а желание войти в чей-то состав – совсем другое. Я никогда не видел разницы в отношениях к России со стороны абхазов и южных осетин; в обоих случаях это, прежде всего, чувство глубокой благодарности. Но если в Южной Осетии многие настроены на вхождение в РФ с целью воссоединения осетинского народа, то в Абхазии твердо придерживаются курса на независимость. Независимость же по определению предполагает многовекторность внешней политики и открытость миру. Но и при этом проросийский курс Абхазии остался бы неизменным. И никакого противоречия тут нет.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия