Требование абхазской прокуратуры максимальных сроков для покушавшихся на жизнь Александра Анкваб – это, безусловно, знаковое событие для Абхазии. Правда, могут быть расхождения в оценке причин такой жесткости гособвинителей. Абхазские оппозиционеры наверняка скажут, что власти попросту боятся народного возмущения и не хотят давать козыри своим оппонентам. Т.е. власти, по сути, демонстрируют свою слабость.
С последним тезисом, наверное, можно даже согласиться. Но с уточнением: власти боятся не оппозиции, которая отнюдь не сильнее, их пугает окончательная потеря авторитета самих властных институтов. И в этих условиях не остается ничего иного, кроме как максимально абстрагироваться от личных симпатий и антипатий и действовать по всей строгости закона.
Сегодня Рауль Хаджимба, вокруг президентства которого витает дух референдума, должен хорошо понимать, насколько серьезный ущерб в последние годы был нанесен президентскому институту. Речь не только о смене власти, в результате которой Анкваб был вынужден покинуть свой пост, хотя она и была одним из главных этапов «десакрализации» президентства. Предшествовало этому то самое последнее покушение, произошедшее через несколько месяцев после избрания Александра Анкваб главой республики. Оказалось, что по президентам в Абхазии можно стрелять… Несмотря на правильную в целом реакцию общественности, резко осудившей покушение, и мгновенные действия абхазских и российских правоохранителей, собственно, именно с этого покушения и началось множество глубинных процессов, приведших в конце концов к народному сходу и отстранению Александра Анкваб.
В какой-то момент было ощущение, что Рауль Хаджимба не понимает, насколько важно для него повысить авторитет власти. Избиение премьер-министра Беслана Бутба посреди города и последующее судебное разбирательство с минимальными последствиями для нападавших вызвали, мягко скажем, недоумение. Ущерб авторитету был компенсирован разве что отставкой Бутба, которая последовала за избиением (но предшествовала судебному процессу).
Сегодня ситуация, судя по всему, изменилась. В самодеятельность прокуратуры в деле о покушении на Александра Анкваб я не верю, такой реформы судебной системы и правоохранительных органов Рауль Хаджимба не провел. Так что имеет смысл ждать и весьма строгого судебного вердикта.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции